Американский шаттл-робот получил новое задание

Американцы опубликовали замыслы превращения уникального шаттла-робота в линейку беспилотных и пилотируемых автомобилей. Авторы данной концепции считают, что новые аппараты имели возможность бы поднимать научные грузы и космонавтов в космос, а также – доставлять их на МКС и возвращать на Землю.

Более чем семи месяцев совершил в 2010 году на орбите «тайный» миниатюрный пятитонный шаттл X-37B. Относительная секретность его обусловлена тем фактом, что запускали эту машину и руководили челноком ВВС Соеденненых Штатов (USAF).

А они не очень откровенничали о нагрузке и целях миссии, за исключением неспециализированных фраз об опробовании техники.

По схеме полёта (вертикальный старт, горизонтальное приземление), аэродинамике и использованным теплозащитным материалам X-37B во многом напоминает простой шаттл, но однако не копирует его (иллюстрации Boeing, USAF, uaff.us).

Опробование прошло удачно. X-37B (экземпляр OTV-1) поставил рекорд длительности нахождения в космосе для многоразового космического аппарата, сделав на протяжении полёта пара орбитальных манёвров.

И ещё он стал первым в Соединенных Штатах и вторым в мире (по окончании канувшего в Лету «Бурана») кораблём, совершившим всецело автоматические спуск в воздухе и самолётную посадку на полосу.

Сразу после старта первого X-37B конспирологи предсказуемо заговорили о «всемирный угрозе», высказывая самые немыслимые догадки о нагрузке челнока, впредь до климатического оружия, которое вообще-то никто в глаза не видел. Споры около назначения новинки растянулись на месяцы, а армейские тем временем без особенной шумихи послали на околоземную орбиту второй X-37B.

5 марта 2011 года в космос был запущен второй экземпляр шаттла X-37B — OTV-2 (миссия США-226). О нужной нагрузке ВВС Соеденненых Штатов снова не говорят ничего конкретного, кроме того что на протяжении рейса должны быть проверены «спутниковые датчики и различные эксперименты, системы, компоненты и связанные с ними технологии, каковые будут перевозиться в космос и обратно».

Аппарат до сих пор находится на орбите высотой приблизительно 320-340 км. Дата приземления пока не назначена (X-37B может оставаться в космосе до 270 дней).

На снимках — OTV-2 незадолго до закрытия обтекателя ракеты-носителя и её старт (фотографии US Air Force, Boeing, Pat Corkery/ United Launch Alliance).

Слухи о космическом оружии на борту «загадочного» корабля так и остаются слухами, нам же весьма интересно второе: не смотря на то, что проект шаттла-робота начинается под крылом армейских, не применять новый аппарат в гражданских целях было бы довольно глупо и нерационально. И вправду, пару дней назад показались подробности данной стороны эволюции X-37B.

О них поведал Артур Гранц (Arthur Grantz), основной инженер группы экспериментальных совокупностей космического отделения компании Boeing — создателя X-37B. Артур выступил на конференции Space 2011, совершённой Американским университетом астронавтики и аэронавтики в последних числах Сентября в Лонг-Бич.

По данным Space.com, американские эксперты изучили возможность превращения X-37B в множество расширенных предположений, а также – пилотируемых.

Продвинутый аппарат взял наименование X-37C. По конструкции и внешнему облику он будет повторять X-37B, но окажется в 1,6-1,8 раза больше.

Другими словами вариант «С» будет насчитывать в длину приблизительно 15 метров против 8,8 м у исходной модели, а размах крыльев составит 7,5 м против 4,5 у модификации «В».

Запускать X-37C предполагается на вершине ракеты Atlas V EELV.

Американский шаттл-робот получил новое задание

Сравнение размеров X-37B, X-37C и «хорошего» шаттла.

Справа два челнока-собрата на ракетах-носителях Atlas V и Atlas V EELV (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).

В грузовом отсеке X-37C обязана размешаться герметичная капсула, рассчитанная на 5-6 космонавтов, а также на одного «травмированного либо заболевшего», нуждающегося в носилках.

Увидим, такой же подход, другими словами вставку «пассажирского пенала» вовнутрь изначально грузового корабля решили применить и англичане, в то время, когда задумались об обитаемом варианте перспективного челнока Skylon.

Конструкторы разглядывают пара вариантов компоновки X-37C.

Они отличаются не только размещением пассажирского отсека, но и числом и расположением иллюминаторов, и – камер, нужных в том месте, где нельзя получить прямой обзор. Кресла будут расположены с одной стороны неширокого жилого модуля, а с другой останется вольный проход (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).

Как и его собрат X-37B, более большой X-37C сможет летать всецело самостоятельно. Но в нём предусмотрят и ручное пилотирование.

Кроме данной модификации шаттл «C» возможно выполнен и в чисто грузовой версии, причём последняя вероятна как с герметичным грузовым отсеком, так и с негерметичным.

Примечательно, что и «кроха» X-37B также рассматривается боинговцами в качестве вероятного грузовика. Он имел возможность бы доставлять на МКС оборудование и возвращать экспериментальные результаты на Землю.

И такая работа необязательно будет связана с МКС. X-37B способен выводить на орбиту маленькие исследовательские спутники, а по окончании заданного времени забирать их и привозить к себе.

Тут учёные имели возможность бы извлекать из аппаратов образцы материалов, подвергшихся действию космоса.

Визит X-37B на МКС: захват челнока станционным манипулятором, стыковка, перенос грузов, уход от станции, сброс маленького сервисного модуля (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).

Компания Boeing утверждает кроме этого, что X-37B понадобится для слежения за околоземными астероидами, воображающим опасность для отечественной планеты (иллюстрация Boeing).

Ещё Гранц подчёркивает бережное обращение X-37B с хрупкими грузами, к примеру с биологическими примерами, кристаллами. Перегрузки при приземлении мини-шаттла составляют всего порядка 1,5 g.

А мягкая посадка пилотируемой модификации обязана понравиться компаниям, развивающим космический туризм. Новый шаттл имел возможность бы летать к орбитальному отелю мистера Бигелоу либо к вторым частным объектам на околоземной орбите, рассуждает Артур.

В случае если пилотируемый вариант X-37 возьмёт развитие и будет сертифицирован для полётов, он пополнит семью новых космических судов. Так вместо одного посланного в отставку шаттла американцы возьмут ещё и космические капсулы Orion, CST-100 и Dragon, а позднее крылатый челнок Dream Chaser.

Робот София не будет убивать людей. Интервью на русском


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: