Арифмометр для «дошколят»
на данный момент не только в семье, но и в детских садах дети лет пяти-шести, в противном случае и раньше начинают постигать вычитания и первые трудности сложения в пределах начальных двух-трех десятков. В большинстве случаев в движение идут пальцы, кубики, палочки.
Предлагаемая игрушка — «арифмометр» сможет значительно облегчить данный процесс, внести нужный элемент занимательности в обучение ребенка.
«Считалка» (см. рис.) представляет собой несложный прибор для вычитания и сложения маленьких чисел. Принцип ее действия основан на сложении длин дуг окружностей и ясен из рисунка, где для наглядности все деления с числами сведены в две линейки, I и II.
Чтобы на таких линейках сложить два чиста, к примеру 3 и 4, нужно число 6 линейки II совместить с первом из слагаемых — в этом случае с числом 3 — на линейке I. Тогда на линейке II над вторым слагаемым (в отечественном примере — над числом 4) будет пребывать искомая сумма (число 7). Вычитание производится в обратном порядке: уменьшаемое на линейке I совмещается с вычитаемым на линейке II и над числом 0 линейки II оказывается разность.
В случае если сейчас две линейки свернуть в кольцо, то окажется очень несложный прибор.
Он складывается из двух дисков, изготовленных из прозрачного органического стекла, с нанесенными на них делениями, и фанерного либо пластмассового корпуса с прорезанными в верхней его части двумя окнами.
Главная трудность при изготовлении дисков — в тщательной разбивке окружностей на однообразное число частей.
Цифры гравируются либо наносятся на поверхность посредством тёмной нитрокраски.
Диски и обе щеки корпуса планирует в пакет, как продемонстрировано на рисунке, и «Считалка» готова.
«Считалка»: детали и внешний вид:
1 — диск с внутренней шкалой (верхний), 2 — диск с внешней шкалой (нижний), 3 — ось (винт М4), 4, 5 — панели корпуса, 6 — шайбы-прокладки, 7 — распорная втулка, 8 — винт М3, 9 — защелка-фиксатор пуля, 10 — схема счета.
Вращая оба диска совместно, добываются появления числа 0 в нижнем окне.
Для облегчения поиска нуля нужно на диске с внутренней шкалой сделать защелку из куска пружинной проволоки так, как продемонстрировано на рисунке. Для данной же цели ячейку с числом 0 на внутренней шкале хорошо залить красной краской.
После этого, сохраняя число 0 в нижнем окне, вращают диск с внешней шкалой до появления в верхнем окне первого слагаемого. Затем крутят оба диска совместно до появления в нижнем окне второго слагаемого. В один момент в верхнем окне покажется сумма.
Вычитание производится еще легче. В верхнем окне поворотом диска с внешней шкалой устанавливается уменьшаемое. Вращением диска с внутренней шкалой в нижнем окне устанавливается вычитаемое.
Потом оба диска крутят совместно до появления нуля в нижнем окне (либо до срабатывания защелки). В верхнем окне окажется искомая разность.
Не обращая внимания на кажущуюся сложность вычисления, мой шестилетний сын освоил «Считалку» за полчаса.
И.
ЕВСТРАТОВ, инженер-конструктор