Atari и её синусоидальная хроника. часть первая

Atari и её синусоидальная хроника. часть первая

Имя ATARI ассоциируется у ностальгирующих компьютерщиков и геймеров со персональными компьютерами и старыми игрушками. Бывшие соперники ATARI, по всей видимости, чаще вспоминают судебные процессы.

Казалось бы, ATARI в далеком прошлом уже нет на свете. А в действительности…

А в действительности от начальной компании осталось лишь имя, неожиданно всплывшее в связи с выпуском игры Unreal II. Наименование компании, некогда бывшей настоящей грозой «всяких в том месте» Nintendo, Sega и иже с ними, находится во владении компании Infogrames, и, если судить по тому, что для него делается собственный сайт, имя ещё может возвратиться в каком-то качестве.

По крайней мере, имя ATARI мелькает во вступительных титрах к Unreal II…

Честно говоря, тяжело представить себе другую компанию с таковой «нервной» историей. Судебные процессы, скандалы, обвинения управления в мошенничестве, ничем, не считая руководительского самодурства не обоснованные увольнения сот людей, и долгий кризис, в известной степени подхлёстываемый шипением недобрых аналитиков — всё это ATARI, всё это её история.

И нужно сообщить, она достаточно поучительна — по крайней мере, это наглядный пример, как громадный корабль с пробоиной ниже ватерлинии может в течение продолжительного времени оставаться в ходе громадного плавания. Не смотря на то, что, честно говоря, корабль был несколько (а два), и подпирали его жестоко, так что возможно сказать, что двигатель у него (либо у них) был внешний.

Речь заходит о корпорации Warner.

Но обо всём по порядку.

Нолан Бушнел, основатель ATARI.

Итак, на дворе 1972 год. Двое людей — Нолан Бушнел (Nolan Bushnell) и Тед Дэбни (Ted Dabney) основали собственную игровую компанию, назвали её ATARI (термин из японской игры Го) и уже через пара месяцев развернули личный сборочный цех (на месте бывшего скетинг-ринка), куда сначала за копейки пригласили трудиться местных хиппарей.

Первой игрой, выпущенной в том же году, стал Pong, что обкатывали в местном баре. Популярность была, по локальным меркам, огромной, так что автомат был легко забит монетами.

В первой половине 70-ых годов XX века было собрано более восьми тысяч автоматов для Pong, больше чем автомобилей без сомнений, каковые тогда были на коне. Успех был немыслимый. Но Тед Дэбни паниковал по поводу правил борьбы, и Бушнел почёл за лучшее выкупить долю партнёра в ATARI.

В июне того же года Бушнел образовал ещё одну собственную компанию — Kee Games, дабы создать «борьбу» ATARI и избежать эксклюзивных дистрибьюторских каналов и реализовать больше игр. В итоге ATARI «сделала» $3,2 миллиона за весь год.

На 1974 год пришёлся мини-пик, в то время, когда новые игры выходили каждые шесть недель. Но тогда же начались и неприятности: разозлённые низкой заработной платом работники компании начали выносить запчасти игр и реализовывать их на сторону.

А стороной были, конечно, соперники.

В первой половине 70-ых годов XX века же случилось воссоединение Kee Games и ATARI, а формальный начальник Kee Games, друг Бушнела Джо Кинан (Joe Keenan) сделался президентом ATARI.

В том же году вышла первая домашняя консоль для игры в Pong.

Автомат ATARI Pong, обогнавший по популярности автоматы Pinball.

В будущем году один дистрибьютор всё-таки выколотил из ATARI эксклюзивное соглашение, по условиям которого он снабжал и спонсорскую деятельность ATARI, и распространение консоли Pong, и рекламу. В итоге было реализовано что-то около 150 тысяч консолей, что по тем временам было громадным успехом.

Оборот ATARI по результатам 1975 года достиг $40 миллионов, прибыль — $3 миллиона.

А в будущем году ATARI, прижимаемой «пинбольными» компаниями, было нужно браться за выпуск хороших автоматов для Pinball. Отвертелась от них ATARI лишь во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века в стенках ATARI показались Стив Джобс и с ним Стивен Возняк — основатели Apple. Они выпустили игру Breakout (прототип Arkanoid) и Джобс надул друга, забрав фактически все деньги.

Возняк определит об этом только спустя пара лет, но дело обойдётся без драки.

За собственные жульничества Джобс в 1985 году, по закону кармы, вылетит из Apple.

Помимо этого, в том же 1976 году начинается работа над первой видеоигровой консолью на картриджах — Stella. Это был ответ на программируемую домашнюю консоль Fairchild Channel F.

Клон уникального Pong 1995 года.

Но денег на предстоящие разработки не хватало, и потому Бушнел реализовывает собственную компанию гиганту Warner Communications — за $28 миллионов и председательское место в совете директоров. Президентом остаётся Кинан.

В будущем году Warner инвестирует сходу $100 миллионов в разработки Stella. В октябре свет заметила ATARI VCS (видеокомпьютерная совокупность) ценой $200.

Изначально к ней поставлялись девять игр — самые знаменитые наименования из стационарных аркад ATARI.

И нужно же было такому произойдёт, что ровно на этом ATARI чуть и не прогорела. Продажи игровых консолей производились, почему-то, лишь в рождественские праздничные дни, и на Рождество 1977 года на рынок вклинились ручные консольки.

ATARI выжила, благодаря денежной помощи Warner Communications, но в долгах была, как в шелках…

А дальше — дальше было чёрное время правления Рея Кассара (Ray Kassar), по кличке «Царь» (The Czar), которого наняло управление Warner править потребительским подразделением ATARI.

Игра Breakout, сделанная будущими основателями Apple Стивом Джобсом и Стивом Возняком.

Бушнел сцепился с шишками из Warner по поводу того, куда дальше направляться двигаться ATARI, например, направляться ли создавать подразделение домашних компьютеров. В последних месяцах года Бушнела увольняют, а Кассар делается полновластным владыкой.

Срочно происходит переориентация с разработок на продажи и маркетинговую деятельность, головы летят как листья по ветру, ужесточается дисциплина и начинается чуть ли ни тотальная слежка за всеми. Это мало кого радует, и многие работники уходят из компании.

Подразделение персональных компьютеров всё-таки создаётся, причём происходит разделение компании на две отдельные. Одна занимается играми (в частности, выпускается аркада Football), вторая приступает к разработке домашних компьютеров.

То ли по инерции, то ли благодаря жёсткости управления, но на 1979 год приходится «золотой век» ATARI.

Продолжение направляться.

Варкрафт, энциклопедия. Хроники, том 1, глава 4. Новый мир.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: