Автоматический светофор
Детская железная дорога — одна из самых любимых игр ребят. А вдруг в ней имеется и элементы автоматики, к примеру светофор с автоматическим переключением огней, игра делается еще увлекательнее.
Схема устройства светофора (см. рисунок) представляет собой реле времени на транзисторах Т1 и Т2. В коллекторной цепи Т2 включено реле Р1.
Через размыкающий контакт Р1/1 питание поступает к рельсам железной дороги, а с них на электровоз. Переключающий контакт Р1/2 включает зеленую либо красную лампу светофора.
Так, модель движется лишь на зеленый свет.
Под рельсами установлен контакт, что замыкается под действием веса электровоза.
Наряду с этим конденсатор С1 заряжается через резистор R1. По окончании прохождения электровоза контакт размыкается, и отрицательный заряд конденсатора С1 открывает транзисторы Т1 и Т2. В этом состоянии они находятся , пока конденсатор С1 не разрядится.
Время разряда С1 (до 15 с) изменяют посредством переменного резистора R2. До тех пор пока транзисторы открыты, контакт Р1/1 разомкнут (электровоз стоит), а контакт Р1/2 включает красную лампу светофора.
В то время, когда конденсатор С1 разряжается, схема приходит в исходное состояние: реле обесточивается, загорается зеленый свет, и электровоз приходит в перемещение.
В схеме светофора использованы: реле РПН с током срабатывания 15 мА, диод Д2 либо Д9 (его ставят для замыкания ЭДС самоиндукции реле при выключении транзисторов).
Питается схема от одной батареи 3336Л. В качестве Кн-1 использованы контактные пластины от ветхого реле.
Светофор возможно сделать по чертежам, размещённым в «М-К» № 4 за 1975 год.
Место установки контакта Кн-1 под рельсами выбирают так, дабы электровоз останавливался, мало не доходя до светофора.
При жажде ЖД автоматику возможно дополнить автоматическим шлагбаумом, опускающимся при зеленом сигнале светофора. Его будет приводить в воздействие электромагнит либо микроэлектродвигатель, управляемый релеР1.
А.
НИКИФОРОВ