Автомобиль и дизайн

Автомобиль и дизайн

Самодельные машины в далеком прошлом завоевали права гражданства. В различных финишах страны конструкторы-любители воплощают в металле, фанере либо стеклопластике собственную мечту о самом эргономичном и современном автомобиле.

Но далеко не всегда самодеятельным конструкторам хватает технических знаний, и дизайнерских представлений чтобы в погоне за актуальной фирменной отделкой и «формой» кузова не потерять основное — конструктивную оправданность каждой каждого винтика и линии.

У отечественных автоконструкторов-любителей давешним и громадным признанием пользуются машины, созданные по проектам столичного инженера Эдуарда Романовича Молчанова.

Не считая блестящего знания законов архитектуры автомобиля, компоновки узлов, эстетики оформления, Э. Молчанов наделен бесплатно технического предвидения.

Спортивная малолитражка «Спорт-900», которую мы продемонстрировали на цветной вкладке в № 1 этого года, была «придумана» и нарисована четырнадцать лет назад, задолго до появления аналогичных машин как у нас в стране, так и за границей.

Но конструкция не устарела до сих пор.

Первая модель «Спорта» была выстроена во второй половине 60-ых годов XX века. Она гак понравилась самодельщикам, что сейчас по дорогам Москвы и области ходят шесть таких машин. «Спорт-900» создан по проекту Э. Молчанова и Ф. Хайдукова.

В постройке учавствовали инженеры братья Лев и Игорь Дурновы, химик Анатолий Сывороткин, живописец Владимир Елтышев.

У «Спорта-900» умелый в автомобилестроении человек находит массу преимуществ.

Самые восторженные склонны вычислять, что эта машина по ходовым, а особенно по дизайнерским данным превосходит все отечественные марки малолитражек, как серийные, так и самодельные. Особенно технологичен в «Спорте-900» корпус — главная забота конструкторов.

В нем большое количество уникальных ответов- Одно из них — дуги безопасности: в крышу заформованы две трубы, каковые определяют контур боковин.

За счет удлиненного носа в «Спорте-900» больше багажник. Автомобиль на 125 кг легче «Запорожца», на агрегате которого он сделан.

Машина легка в управлении, шофер отлично ощущает в ней сообщение с дорогой.

В целом спортивный автомобиль москвичей создаёт чувство экономичной, удобной, динамичной конструкции. Сейчас мы предоставляем слово автору «Спорта-900» Эдуарду Молчанову.

Все усилия мы направили на отработку уникального кузова, что предполагалось поставить на серийный агрегат. Но тут требования ставились самые твёрдые. Учитывались технологии изготовления и тонкости эксплуатации, комфорта и эстетики.

Исходные отечественные позиции определялись проектом. Спортивный автомобиль запланирован на четыре места — два взрослых и два детских.

Спортивный темперамент автомобили отразился на отечественном подходе как к компоновке кузова, так и к его форме.

Желаю очень выделить: не форма диктовала нам конструкторские и технологические ответы, а, напротив, всё, в частности и оформление «Спорта», было подчинено рациональному применению ресурсов агрегата, большому раскрытию эксплуатационных возможностей автомобили.

Автомобиль имеет заднее размещение двигателя — самый распространенное на данный момент в микролитражках.

Относительно громадная высота двигателя, и рвение снизить центр тяжести автомобиля и улучшить обтекаемость вынудили нас выбрать для «Спорта-900» силуэт, увеличивающийся спереди назад.

Эксплуатационный суть тут был несомненный: таковой силуэт благоприятно отражается на устойчивости автомобиля при боковом ветре.

Но выбранная форма,впрочем , была не динамична, взгляда не радовала, по причине того, что машина как бы «клевала носом».

ПАНЕЛИ КУЗОВА «СПОРТА-900»:

1 — корпус кузова, 2 — крышка багажника, 3 — усилитель крышки багажника, 4 — усилитель проема, 5 — крышка капота, 6 — усилитель крышки капота, 7 — усилитель проема, 8 — каркас сиденья, 9 — проем двери, 10 — внутренняя панель двери, 11 — наружная панель двери, 12 — усилитель оконного проема, 13 — крышка перчаточника, 14 — бензобак, 15 — панель щитка устройств, 16 — щиток устройств, 17 — пол, 18 — туннель, 19 — крышка багажника, 20 — багажник, 21 — брызговики передние с полом багажника, 22 — брызговик задний, 23 — канал воздухозаборника, 24 — брызговик задний, 25 — поддон, 26 — канал выхода охлаждающего воздуха, 27 — решетка защитная, 28 — кольцо силовое, 29 — ниша номерного символа, 30 — корпус фонаря заднего, 31 — чашка фары.

Недочёт нужно было исправить.

Перебрав пара вариантов, мы остановились на следующем. От носа автомобиля до заднего буфера идет перепад поверхностей, напоминающий порог. Эта падающая линия изменяет зрительную ось боковой поверхности.

Сейчас она заключена между поднимающимся верхним ободом и падающим «порогом» и параллельна почва. Пара зависнув в конце, зрительная ось дает эффект парения, легкости, стремительности.

Но не забудем, каждый дизайнерский прием должен быть оправдан: архитектурно-композиционное ответ мы объединили с технологическим — разъемом матрицы. Заведомый перепад поверхностей без шуток упростил подгонку подробностей матрицы при выклеивании и последующую обработку кузова Помимо этого, возрастает жесткость боковины.

Передняя часть автомобиля пара удлинена. За счет этого удалось разместить запасное колесо наклонно перед подвеской и уменьшить тем самым высоту капота.

Обзорность через ветровое стекло от «Запорожца» улучшилась (что особенно принципиально важно при низкой посадке водителя в микролитражке). Количество переднего багажника уменьшился незначительно.

Вынос колеса целесообразен, поскольку делает более равномерной нагрузку на оси.

Верхняя часть боковины кузова на первых двух третях длины имеет форму лунки. Являясь нужным, характерным элементом композиции кузова, «лунка» несет и функциональную нагрузку.

Во-первых, возрастает жесткость боковины. Во-вторых, воздухозаборники двигателя возможно расположить самый рационально, не выходя за наружные обводы кузова.

Переход «лунки» в заборник, а забор-ника в заднее крыло подчеркивает функциональность формы (значительно уменьшается «лоб» автомобиля, поскольку площадь воздухозаборников вычитается из поперечного силуэта). Этот плавный переход есть неповторимой «фамильной» чертой «Спорта-900», больше всего завлекает к нему внимание.

Задняя торцевая часть кузова имеет форму силового кольца, которое делает роль буфера. В его глубине расположены сигнальные огни, номерной решётка и знак для выхода охлажденного воздуха.

Такое ответ позволяет обезопасисть оборудование, расположенное позади, и отразить в форме компоновочные изюминки автомобиля.

Характерная изюминка крыши кузова — выведенные наружу трубы несущей фермы.

Кроме прямой функции — дуг безопасности, они играются еще роль водослива. Нам удалось за счет этого предельно упростить сечение по водосливу.

Характер поверхности кузова выбран из-за большей жесткости. В значительной мере он продиктован материалом (стеклопластик) и разработкой.

Говоря об интерьере «Спорта», направляться выделить рвение расположить органы и приборы управления самый рационально Туннель поднимается от пола к стеклу, на котором расположены кнопки, дифростеры, устройства.

В случае если выразить идею кузова автомобиля «Спорт» кратко, то возможно заявить, что основная цель была продемонстрировать технологические компоновки возможности и сочетание деталей стеклопластика, передать функциональность как автомобили в целом, так и ее отдельных элементов.

И основное — не забыть за рвением к красоте о том, что автомобиль — «это не роскошь, а транспортное средство».

Гений авто-дизайна — Сhevrolet Сamaro 1968 и GM Futurliner 1939


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: