Бонсай: магия бессмертия
Говорят две легенды о происхождении мастерства бонсай («растение в плошке»). Говорят, что в первых столетиях отечественной эры жил в Китае император, что захотел иметь в собственном саду миниатюрную копию собственной империи, дабы ежедневно наслаждаться ею, видеть — чем же он обладает.
садовники и Архитекторы создали шедевр — макет империи со реками и всеми городами, горами и деревнями. Как раз для данной копии и были выращены маленькие деревья — бонсаи.
Еще говорят, что мастерством бонсай мы обязаны даосизму. Последователи даосизма придерживались точки зрения, что не обязательно манипулировать объектами, достаточно манипулировать их копиями.
Причем, мелкие копии были значительно эргономичнее. Но дабы манипуляции были действенными, копии должны были быть максимально приближены к оригиналу.
Деревья — неповторимые живые существа, чей возраст может исчисляться столетиями, — были весьма удобны для поисков бессмертия. Так же, как доисторические племена верили, что, съедая плоть неприятеля, возможно получить все его качества — силу, храбрость и без того потом, так и даосы были уверенны, что посредством бонсай возможно взять желаемое уровень качества, которым владеют деревья — долголетие.
А быть может, поисками бессмертия занимался тот император, что повелел создать миниатюрную копию империи — на данный момент уже и не узнать. Но точно как мы знаем, что в 706 году отечественной эры мастерство бонсай уже существовало — как раз к текущему году относится роспись в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан, на которой изображены люди с маленькими деревьями в руках.
Кое-какие исследователи уверены в том, что первые бонсай показались на полтысячелетия раньше — в 200 году отечественной эры, на протяжении правления семейства Хань (отысканы изображения маленьких ландшафтов, декорированных камнями и миниатюрными деревьями, относящиеся к данной эре).
Возможно либо нет найти формулу вечной молодости и бессмертия посредством бонсай — неизвестно. И однако мастерство выращивания карликовых деревьев неспешно распространилось в мире.
Мастерство бонсай стало не просто агротехнической методикой, но настоящим мастерством по созданию шедевров из материала, предоставляемого живой природой, и философией.
В средние века мастерство бонсай пробралось в Японию совместно китайскими монахами, и Япония с жаром восприняла дивные миниатюрные деревца. Причем восприятие было такими глубоким, что бонсай стали неотъемлемым элементом японской культуры.
Страсть японцев к символике и минимализму воплотилась в мастерстве бонсай. То, что одно деревце выращивалось до задуманной формы несколькими поколениями, являлось прекрасным знаком традиционности и преемственности, к каким столь склонна Япония.
В Европу и США бонсай пробрались лишь в середине ХХ столетия — вместе с трофеями, вывезенными солдатами США из Японии. В Российской Федерации мастерством бонсай заинтересовались еще позднее — в 80-90 гг. ХХ века, не смотря на то, что было известно и раньше.
К сожалению, мастерство бонсай в Российской Федерации тормозилось «металлическим занавесом» — так как чтобы с успехом перенимать мастерство второй страны, другого народа, необходимо иметь возможность свободного контакта с этим этой страной и народом. Исходя из этого любители экзотики изготавливали неестественные бонсай — из проволоки, камней и сухих веток.
Само собой разумеется, в качестве сувениров такие бонсай были хороши, но все же это не живое деревце, которое не только прекрасно и изящно, но способно продемонстрировать просторы, оказать помощь почувствовать дыхание свежего ветра, запах морских волн, услышать звон ручья по каменному ложу. Неестественные бонсай, при всей собственной элегантности а также приближенности к оригиналу, не могут к изменчивости, которая характерна живой природе, и которую демонстрируют настоящие, живые бонсай-деревца: весенняя свежесть юный листвы, летнее-осенняя зрелость цветов и плодов, зимняя старость шершавой коры и мощного ствола.
Настоящий бонсай показывает все этапы развития, все три периода судьбы, каковые проходит каждое живое существо. Настоящий бонсай показывает и прелестную наивность молодости, и красоту зрелости, и умный драматизм старости. Это — сама жизнь, воплощенная в миниатюрном деревце.
Недаром все же легенда говорит, что даосы искали бессмертие посредством бонсай: тяжело отыскать второй знак, столь полно обрисовывающий все жизненное течение.
Сейчас мастерство бонсай обширно известно в Российской Федерации, показались и настоящие энтузиасты бонсай, а многие из них уже вырастили личные коллекции. Действительно, большая часть деревьев этих коллекций не имеют для того чтобы солидного возраста, как, скажем, японские бонсай, за россиянами в лучшем случае десятилетия, тогда как кое-какие коллекционные бонсай Японии, имеющие статус шедевров, насчитывают до половины тысячелетия.
И все же красота их несомненна.
Показались и специальные магазины, предлагающие бонсай-деревца, и все нужное для ухода за ними. Сейчас возможно купить уже готовый бонсай и лишь заботиться за ним, продолжая начатое кем-то формирование растения.
Но дешёв и второй путь: выбрать деревце и самостоятельно организовать из него бонсай. Так как бонсай — это не карликовая порода деревьев, это простые деревья, каковые становятся миниатюрными посредством применения особых агротехнических методик, дешёвых каждому.
Но каким бы ни был бонсай: коллекционным шедевром либо пеньком-заготовкой, экзотическим растением либо простым деревом средней полосы России, приобретённым в магазине либо организованным полностью самостоятельно — это неповторимое наполнение судьбы необычайной духовностью.
София ВАРГАН