Датчане утопили mcdonald’s во имя искусства
Если бы на известном «Титанике» был ресторан фастфуда, он тонул бы как раз так. Ну либо практически так, потому, что смерть людей в собственном необычном шоу живописцы воспроизводить и не собирались.
Шутки шутками, но затопление до боли привычного интерьера – превосходный предлог поразмышлять о месте «Макдоналдса» в современной культуре.
Расмус Нильсен (Rasmus Nielsen), Якоб Фенгер (Jakob Fenger) и Бьёрнстьерне Кристиансен (Bjornstjerne Christiansen), составляющие датскую арт-группу Superflex, – провокаторы чистой воды.
Они забрали да выстроили весьма правильную копию «Макдоналдса» в натуральную величину. Заботливо наполнили маленькой зал всей нужной начинкой, а после этого медлительно затопили помещение «по самые уши», снимая всё на опытную камеру (с привлечением опытных режиссёра, звукорежиссёра, осветителей и других).
Flooded McDonald’s был снят при самом ярком участии Туана Эндрю Нгюиена (Tuan Andrew Nguyen) и Ха Тхук Фу Нама (Ha Thuc Phu Nam) из вьетнамской креативной группы Propeller Group, и – спецов из тайской компании Matching Studio при помощи Датского университета кинематографии (Det Danske Filminstitut) и последовательности вторых партнёров (фото Superflex).
Уплывающие подносы с гамбургерами, сталкивающиеся картонные чашки, величественно погружающееся под воду оборудование, освещающее разгром вспышками маленьких замыканий… Данный комплект кадров и замыслов призван передать зрителю воздух абсурдной трагедии, возможно, выполнить чью-то тайную мечту либо, наоборот, привести к вспышке праведного бешенства.
Мы же говорим – чистая провокация.
Фильм, взявший простое наименование Flooded McDonald?s, на данный момент идёт в галерее Южного Лондона (South London Gallery).
И никакой компьютерной графики… (фотографии Superflex).
Чем же провинился широко видный «ресторан» перед живописцами из Копенгагена? Да, пожалуй, ничем. Легко в современном обществе эта сеть фастфуда (в силу распространённости) в далеком прошлом уже больше, чем легко «место, где возможно покушать».
Это ещё и «место, о котором возможно поспорить».
Мы далеки на данный момент от дискуссии пользы либо вреда таковой еды. Легко по гвоздю, что больше выступает, и бьют чаще.
И не всегда обоснованно.
То шведы поднимают тревогу по поводу канцерогенов в картофеле фри, то Европейский союз призывает оградить детишек от рекламы фастфуда, дескать, вот он — источник неприятности ожирения.
Интернациональной команде «провокаторов» стоило громадных трудов воспроизвести обстановку ресторана с высокой точностью (фотографии Superflex).
Иногда критики так увлекаются, что создают скандалы и вовсе на ровном месте: не забывайте историю с игрушечным Hummer в Happy Meal?
Но «Мак» ругают, а всё равняется в него ходят. По причине того, что в качестве продукции не откажешь, по причине того, что скоро, по причине того, что эта привычка в далеком прошлом въелась в современного городского обитателя, как поездки на метро либо применение сотового телефона.
Съёмки Superflex, навевающие мысли о фильме Titanic Кэмерона (имеется в том месте кадры с затопляемым рестораном), любой может разглядывать по-своему. В том-то и прелесть.
Желаете – заявите это искусством и глупостью для искусства, желаете – протестом против… Дальше возможно вписать большое количество чего.
«Золотые арки» (Golden Arches) в далеком прошлом стали не только знаком McDonald?s как такового, но и одним из знаков свободы предпринимательства, быстротечной жизни, в которой перекус на ходу заменил душевные домашние обеды, наконец, знаком глобализации, отношение к которой в мире на большом растоянии неоднозначное.
Датчане – далеко не единственные, кого воодушевляет тема разрушения широко известных ресторанов.
Перед вами одна из картин американской художницы Мишель Левин (Michelle Levine), запечатлевшей с натуры разломанный щит McDonald’s в Новом Орлеане сразу после урагана Катрина. В серии работ «Знамения времени» Мишель воображает «погибшие» эмблемы, каковые когда-то казалось «непобедимыми».
Тем самым она напоминает зрителям, что всё зависит от воли ветра, намекая не только на буйство стихии, но и на финансовый кризис, что по разрушительной силе может поспорить с природным бедствием (репродукция с сайта ammonews.blogspot.com).
Неудивительно, что датчане утопили ресторан. Страно, что никто раньше до для того чтобы не додумался: по некоторым данным, «Золотые арки» уступают в узнаваемости во всём мире лишь логотипу одного известного производителя прохладительных напитков и… распятию.
«Золотые арки» в далеком прошлом и прочно вошли в культуру (они упоминаются в песнях, их пародируют в комедиях, рисуют на картинах) а также послужили знаком одной политической теории.
Это «Теория предотвращения распрей Золотыми арками», либо легко «Теория Золотых арок» американского журналиста Томаса Фридмана (Thomas L. Friedman), утверждавшего, что два страны, в которых представлена сеть McDonald?s, ни при каких обстоятельствах не отправятся друг на друга войной.
Процесс подготовки лжересторана к затоплению и рабочие моменты съёмок. Не все работы датской группы отнимали столько сил, но, пожалуй, момент парадоксального сочетания и провокации вещей находился неизменно, достаточно посмотреть, например, на их «Безалкогольную водку» (Non-Alcoholic Vodka) (фотографии Superflex).
Выдвинута она была во второй половине 90-ых годов двадцатого века в книге «Лексус и оливковое дерево» (The Lexus and the Olive Tree) и скоро была опровергнута судьбой (война в Сербии, позднее — конфликт Израиль-Ливан). Фридман, действительно, не унывал и на вопросы критиков отвечал, что, дескать, исключения только подтверждают правила.
Блестяще реализованный (если судить по отзывам) план с утонувшим рестораном возможно посчитать и визуализацией провала «Теории Золотых арок», и призывом поразмыслить о национальных традициях в противовес «глобальным». Ассоциации возможно подбирать на собственный вкус.
А что имели в виду авторы работы – они не говорят. Как воды в рот собрали.