Дельные вещи для парусника
Вы выстроили парусное судно — яхту, швертбот, катамаран либо байдарку парусом. Нет сомнения в том, что главное внимание наряду с этим было уделено изготовлению корпуса, парусов и мачты.
О маленьких, незаметных на первый взгляд подробностях парусника вспоминают, в лучшем случае, по завершении его строительства либо кроме того по окончании спуска судна на воду и первого пробного плавания. Но эти подробности однако являются органичной составной частью судна.
Применительно к делаемым задачам все дельные вещи парусника возможно подразделить: на устройства для настройки и крепления стоячего такелажа; для закрепления бегучего такелажа; для управления парусами и, наконец, для буксировки и швартовки судна.
Стоячий такелаж — металлические, растительные либо синтетические тросы удерживающие мачту в вертикальном положении.
К ним относятся штаги, брасы и ванты. С корпусом парусника эти тросы связаны железными пластинами либо скобами (путенсами) и натяжными устройствами (талрепами).
На современных яхтах в большинстве случаев используют железные талрепы — плоские и винтовые.
Самостоятельно изготовить несложнее первые. Они являются железные полосы (нержавеющая сталь) с насверленными на всей протяженности отверстиями Полосы находятся параллельно друг другу и соединяются болтами. Значительно эргономичнее винтовые талрепы.
Они складываются из трёх подробностей — резьбовой муфты (корпуса) и двух винтов — одного с правой резьбой, а другого — с левой. Соответственно выполнена резьба и в муфты.
Вращая муфту, возможно в достаточно широких пределах регулировать натяжение вант, других элементов и штагов такелажа.
Талреп, изображённый на рисунке, пригоден для туристских парусных судов маленького размера (до 4 — 5 м длиной).
Материалом для него может служить любой некорродирующий сплав — нержавеющая сталь, латунь либо латунь, но возможно применять и простые стали с последующим хромированием, кадмированием либо цинкованием.
Винтовой талреп:
1 —палец; 2—фигурный болт М6; 3—резьбовая муфта
Такелажная скоба упрощённой конструкции:
1 —скоба; 2—болт
Древесная утка и ее главные размеры
К бегучему такелажу относятся фалы и шкоты — тросы для управления парусами и их подъёма на мачты. Эти тросы крепят разными такелажными скобами, либо, как их ещё именуют, мочками.
Они изготавливаются из круглой либо листовой стали. «Замыкаются» мочки болтами соответствующих диаметров. Вместо болта довольно часто употребляется цилиндрический палец с запрессованным в него штифтом, а для запирания пальца предусматривается фигурное отверстие (с прорезью под штифт).
Палец вводится в него и поворачивается на 90°. Выдавленная на скобе канавка не разрешает ему проворачиваться, снабжая фиксацию.
Ходовые финиши шкотов и фалов на парусных судах закладывают на такие устройства, как утки, кофель-стопоры и нагели разных конструкций. При чём утки и кофель-нагели используют для долгого закрепления снастей (в то время, когда со снастью не приходится всегда работать), в остальных случаях применяют стопоры.
Утки — это стойки своеобразной формы. Их делают из дерева, металла либо пластмассы.
Снасти крепятся к ним «восьмёркой» . Размеры уток зависят от диаметра троса и прикладываемых к нему нагрузок.
Стаксель-шкоты и грота-шкоты, другими словами снасти для управления парусами, крепятся на яхтах посредством разных стопоров.
Конструкций их очень много: кулачковые, эксцентриковые, роликовые, щелевые… Но задача у них одна — вольно пропуская трос в одном направлении, заклинивать (стопорить) его при перемещении в направлении противоположном.
Одна из самые ответственных дельных вещей парусника — блок. Как мы знаем, один подвижный блок даёт выигрыш в силе вдвое. Для получения же большего выигрыша блоки объединяются в тали, каковые употребляются для управления гротом.
Выигрыш в силе оценивается по количеству лопарей, другими словами тросов, образующих тали. Так, проводка шкотов в два лопаря даёт двукратный выигрыш в силе, а проводка в четыре — соответственно четырёхкратный.
Конструкция одношкивного блока:
1 — оковка (сталь s1,5 мм); 2 — распорная втулка (сталь, латунь); 3 — щека (текстолит, гетинакс, s4 мм); 4 — шкив; 5 — нагель (сталь)
Неподвижный кип:
1 — кольцо; 2 — скоба.
Блоки разных конструкций состоят, в общем, из однообразных подробностей.
База блока — пластмассовый либо железный шкив — ролик с канавкой, по которой перемещается трос. Шкив находится между железными либо пластмассовыми щёчками и соединяется с ними осью (нагелем).
В случае если щёчки пластмассовые, то нагель закрепляется на оковке — гнутой железной полосе, которая употребляется кроме этого и для подвески блока. Конструктивно эти устройства смогут быть одношкивными и многошкивными, но, в большинстве случаев, более трёх шкивов в одном блоке не объединяют.
Размеры блоков определяются размерами шкивов. направляться только учесть, что при применении шкивов малого диаметра появляются тяжелые потери за счёт перегиба троса, исходя из этого оптимальным есть диаметр шкива, в четыре-пять раз больший диаметра применяемого троса.
Ширина же шкива выбирается таковой, дабы трос, двигаясь по канавке, не касался щёк. Это условие выполняется при ширине, равной 1,4 — 1,5 диаметра троса.
Для проводки бегучего такелажа (шкотов) употребляются кипы — кольца с отверстиями, у которых округлены острые кромки. Их закрепляют на корпусе судна без движений либо на погонах — киповых планках, по которым они смогут перемещаться.
Материалом для кипов помогает металл либо пластмасса (текстолит, гетинакс, фторопласт). Неподвижные кольца прикрепляются к корпусу судна железными скобами, а подвижные устанавливаются на ползун, перемещающийся по киповой планке.
Такая установка даёт возможность поменять направление натяжения шкота
Очевидно это далеко не полное описание всех дельных вещей, используемых на современных парусных судах, тут и приводятся лишь устоявшиеся конструкции, применяемые по большей части на туристских парусниках.