Дерева резная вязь

У нас, с покон веков славящейся лесными достатками, одним из любимей-ших материалов всегда было и остаётся дерево. Много поколений передаются секреты работы с ним.

И создаются изделия, поражающие мир пластичностью и изяществом форм, великолепием и красотой текстуры резной вязи.

Абрамцево-кудринская, Богородская резьба, другие не меньше узнаваемые школы народных художественных промыслов… При всех собственных отличительных изюминках у них большое количество неспециализированного, обусловленного самой характером и природой применяемого материала — дерева.

Из этого и разработка, и соответствующее оборудование, и инструменты, о которых издание уже говорил читателям.

Если судить по широкой редакционной почте, резьба по дереву интересует многих. Особенно — методы и приёмы, разрешающие украсить затейливой вязью фактически всё, начиная с самого жилья и заканчивая мебелью, кухонной утварью и пр. мелочами.

Ответом на эти запросы читателей помогает предлагаемая ниже публикация.

его подготовка и Выбор материала к резьбе

Природа не поскупилась, предоставив резчикам возможность применять для работы фактически всё существующее многообразие древесины. У каждой из пород — собственная текстура, прочие особенности и твёрдость: выбирай то, что лучше подходит.

В зависимости от самого украшаемого изделия, его формы и назначения, и от виды резьбы.

Из мягких лиственных пород резчики значительно чаще применяют липу. Тем более что материал данный мало подвержен короблению и растрескиванию.

Особенно хороша липа для плосковыемчатой и плоскорельефной резьбы на шкатулках, рамках, полочках, и для изготовления резных игрушек. А вот для мебели — не подходит из-за низкой твёрдости.

Древесина ольхи кроме этого легко режется, мало коробится. Прекрасно принимает отделку и имитирует другие породы (к примеру, красное либо тёмное дерево).

Но из-за маленьких размеров стволов, довольно часто видящегося косослоя, гнили в незначительности и ядре запасов, материал данный используют реже липы и только для небольших изделий.

Красивый материал — древесина берёзы. Она твёрже липовой и ольховой, но рельеф при резьбе даёт более чёткий и чистый. Прекрасно окрашивается и отделывается.

Использование в крупногабаритных изделиях сдерживается свойством этого материала легко впитывать и отдавать воду, и склонностью его к растрескиванию и короблению.

тополь и Осина. По физико-механическим особенностям древесина осины близка к липовой, но при резьбе чаще скалывается.

С тополем дела обстоят немного лучше. Ограничивает использование этих материалов довольно часто видящаяся у растущих деревьев ядровая гниль.

Стамески для резьбы по дереву:

1 — прямая стамеска; 2 — 4 — соответственно отлогая, средняя и крутая полукруглые стамески; 5 — клюкарза; 6 — уголок; 7 — церазик; 8 косячок

Дерева резная вязь

Разметочный инструмент:

1 — столярный угольник; 2 — ерунок; 3 — рейсмус; 4 — малка; 5 — циркуль-линейка; 6 — циркуль-измеритель

Для больших декоративных изготовления мебели и резных работ с резьбой с покон веков использовали такую жёсткую лиственную породу, как дуб. Древесина бука близка к дубовой, прекрасно окрашивается водными растворами красителеи и отделывается. Но больше и скалывается.

А потому используют бук по большей части для небольших резных работ.

Древесина ореха замечательно режется во всех направлениях, редко скалывается, что разрешает применять её для высокохудожественных станковой малых скульптуры и изделий форм, не говоря уже о резной мебели и пр. областях применения. Материал прекрасно отделывается (особенно полируется).

Владея сильно выраженной текстурой и контрастными цветовыми переходами (что не всегда нужно в резьбе, т. к. сбивает её ритм), древесина карагача по физико-механическим особенностям близка к дубовой. По праву считается полезным облицовочным материалом.

В резьбе используется только для больших панно либо станковой скульптуры.

У клёна жёсткая и плотная древесина с текстурой и красивым цветом. Режется не легко, но без сколов и задиров.

Как, но, и древесина груши, прекрасно имитирующая при соответствующей окраске тёмное дерево. Оба эти материала используются достаточно обширно при изготовлении сувениров, украшенных рельефной резьбой, декоративных вставок для мебели, в миниатюрной древесной скульптуре.

Употребляются для небольших резных изделий и более редкие породы древесины, такие как яблоня, черешня, платан, самшит.

Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. распространённость и Смолистость первого из названных в этом абзаце материалов обеспечило ему достаточно широкую область применения.

Особенно для украшения широкомасштабных изделий (домовая резьба). Ель мягче сосны и режется легче. Но у еловой древесины больше сучковатость, что в сочетании с мало-смолистостью значительно ограничивает использование для того чтобы материала для резьбы.

Долговечностью славится кедр. Материал данный прекрасно режется, владеет прекрасной цветом и текстурой.

Ещё полезнее древесина тиса, но ограниченные запасы разрешают применять её лишь для изготовления маленьких художественных изделий.

Заготовку древесины для резных работ создают с октября по январь. Сейчас заканчивается перемещение соков в стволе, значительно уменьшается опасность растрескивания, поражения насекомыми и грибками.

Доски высушивают до влажности 8±2%, смотря за тем, дабы не появлялось коробления и трещин. Причём опасность последнего, как свидетельствует практика, мельчайшая у досок радиального распила.

Да и режутся такие легче, что при изготовлении больших подробностей — фактор важный. Но у тангенциального распила имеется собственное преимущество; сама резьба получается более ясной и прекрасной.

Доски, предназначенные для резных работ, сперва раскраивают на заготовки. Делают эту операцию посредством круглопильных станков.

После этого направляться прострагивание в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.

Широкие заготовки приобретают путём склеивания отдельных брусков либо дощечек дисперсией ПВА. Следят, дабы направление и срез слоёв наряду с этим были однообразными.

В другом случае неизбежны трудности как при исполнении самой резьбы, так и на протяжении окраски (из-за различных особенностей у склеек). Полученный комплект строгают по пласти на рейсмусовом станке либо зачищают (с обстоятельной выверкой) вручную двойным рубанком.

Перед резьбой поверхность заготовки сглаживают циклеванием. Шлифовку наждачной бумагой не выполняют чтобы не было попаданий абразивных зёрен в поры древесины (скоро затупится инструмент).

инструмент и Оборудование

При изготовлении шкатулок, ложек, маленьких резных панно, игрушек и декоративной скульптуры резьбу возможно делать и за простым столом. Для крупногабаритных изделий требуется верстак с крышкой, ширина у которой порядка 700 -900 мм, а протяженность в расчёте на одного резчика 1000 — 1300 мм.

Под крышкой — ящик с инструментом. Время от времени в подстолье делают шкафчик для хранения мелочёвки.

Высота верстака 1100 — 1200 мм, что создаёт несомненные удобства при работе стоя. А для работы сидя применяют особый табурет. Высота его 650 — 750 мм.

Проножки — на удалении 200 — 300 мм от пола.

Заготовка закрепляется на верстаке посредством струбцин, древесных брусочков-державок, прибиваемых к крышке узкими гвоздями, и державок-зажимов разной формы и пр. приспособлений.

Но это — минимум, дополняемый в большинстве случаев столярным верстаком для подготовки материала к резьбе, и заточным станком. Не помешают, конечно, электрифицированная установка с эластичным валом (бормашина), электродрель с комплектом приспособлений к ней,электрорубанок и т. п. автомобили, облегчающие труд резчика.

Разметка орнамента (несложные варианты):

1 — витейка; 2 — уголки; 3 — пятиконечные звёзды 4 — усложнённый геометрический орнамент; 5 — орнамент на изделиях (геометрическая резьба)

Косячок при резьбе прямых двугранных углублений:

1 — положение косячка в руке при резьбе углублений поперёк волокон; 2 — лезвие в начале вертикального надреза; 3 — 4 — положение лезвия в конце вертикального надреза; 5 — косячок при резьбе правой грани с наклоном от себя; 6 — прорезание финиша правой грани; 7 — косячок при резьбе левой грани с наклоном к себе; 8 — положение косячка на протяжении резьбы углублений на протяжении волокон

Из инструментов же в первую очередь нужны долота либо стамески соответствующей размеров и формы (см. рис.). Очевидно, с прекрасно заточенными, закалёнными лезвиями.

Их остроту контролируют при резании мягкой древесины по слою. В случае если срез получается ровным, блестящим и на нём не видно следов от зазубрин либо заусенцев, то инструмент считается готовым к работе.

Не считая главного, у резчика должен быть и надлежащий вспомогательный инструмент. В частности, разметочный — для вычерчивания шаблонов, трафаретов, разметки орнаментов на заготовках, рельефа и проверки контуров в ходе резьбы (см. иллюстрации).

К запасному инструменту относятся кроме этого: киянки — для удара по рукоятке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в большой резьбе; коловорот либо дрель с комплектом свёрл для исполнения отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной; лобзики для выпиливания фона в прорезной резьбе, напильники и рашпили для придания и стачивания древесины ей нужной формы, взять которую ничем вторым не представляется вероятным; пуансоны (чеканы) — железные стержни с рабочими финишами различного рисунка, применяемые в большинстве случаев для характерного фона в Кудринской резьбе. А при подготовке подробностей под резьбу как запрещено кстати понадобятся рубанок, прочие столярные и фуганок инструменты.

Упражнения по резьбе

Затевать оптимальнее с геометрической резьбы. Выполняется она в виде двух-, трёх- и четырёхгранных углублений, образующих на плоской поверхности узор из углублений — фигур (треугольников, квадратов, скобчатых порезок, ромбов, окружностей и дуг).

Для упражнений применяют дощечки-заготовки размером 250x100x20 мм. Лучше — из липы.

Дощечка должна быть шепетильно выстрогана (под угольник!) с зачисткой поверхности рубанком либо фуганком.

Разметку (см. рис.) начинают с нанесения жёстким карандашом линий, ограничивающих геометрический орнамент. Причём линии, параллельные продольным кромкам заготовки, наносят от руки перемещением к себе, держа карандаш громадным и указательным пальцами, а средним пальцем упираясь в кромке заготовки.

Перпендикулярные же линии наносят посредством столярного угольника, а те, каковые должны идти под разными углами к продольным кромкам, — используя ерунок либо малку.

Внутреннее пространство, где будет размешаться орнамент, разбивают на элементы геометрического узора. Сперва, в большинстве случаев, на квадраты либо прямоугольники, а после этого — на треугольники.

Разбивку на более-менее большие части орнамента реализовывают посредством линейки либо циркуля делителя, тогда как небольшие элементы делают на глаз.

Готовая углубление, вырезанная под углом к волокнам

Резьба узора из уголков:

1 — разметка узора; 2 — исполнение надрезов; 3 — выборка стружки

Треугольник как элемент геометрической резьбы в орнаментальных композициях:

1 — в сочетании с канавками; 2 — с ромбом в центре; 3 — 5 — со скобчатыми прорезками; 6 — с ромбом в обрамлении скобчатых прорізок

Розетка с сиянием:

1 — разметка заготовки; 2 — готовая розетка

Геометрическая резьба на разделочных досках

Резьбу прямых двугранных углублений ведут в пара приёмов на заготовке с нанесённой на ней сеткой из квадратов со стороной 10 мм. Упражнение делают сидя, посредством косячка.

Вначале режут углубления поперёк волокон древесины. Наряду с этим косячок держат в правой руке так, дабы сжатые в кулак пальцы хорошо охватывали бы рукоятку: мизинец — у нижнего края, а громадный палец — с упором в саму рукоятку.

Начинают с прорезания средней линии углублений. При исполнении наклонных граней косячок держат под углом вправо либо влево (в пределах 30 — 40 к плоскости заготовки).

В первую очередь прорезают правые грани, ставя косячок носком на начало углубления с отступлением от средней линии на 1-1,5 мм. Наклонив резец, врезают его в древесину и медлительно ведут на себя, стараясь жёстким перемещением руки сделать совсем прямую углубление однообразной глубины.

В то время, когда до конца грани останется 5-10 мм, рукоятку косячка неспешно отводят от себя, продолжая одновременно с этим перемещение носка резца на себя до конца грани.

Резьба левых граней с наклоном косячка влево, перемещением к себе, пара тяжелее, чем правых, т. к. резец пытается сдвинуться к средней линии. Вести его направляться вернее.

Медлительно, с постоянным нажимом.

В конце упражнения подрезают торцевые грани углублений. Для этого дощечку поворачивают на 90. Наклонив косячок вправо на 30 — 40, прорезают линию, ограничивающую рисунок, выполняя все вышеприведённые правила.

После этого, развернув дощечку на 180, кроме этого подрезают торцевые грани углублений иначе. Стружки в виде трёхгранной соломки должны отделиться сами либо от дуновения резчика.

В случае если этого не происходит, направляться повторить все операции сперва и в том же порядке, но ни за что не отдирать стружку пальцами либо выламывать её ножом.

Углубления на протяжении волокон древесины требуют меньше упрочнений при резании, но большей внимательности, т. к. косячок пытается идти по слою, непрямолинейно. Его перемещение необходимо всегда корректировать.

А дабы грани оказались прямими и чистыми, углубления режут в два приёма. Первый раз косячок вводят в древесину неглубоко, но правильно.

Второй раз делают углубление на всю требуемую глубину. В случае если же резец отправился не по волокну (непрямолинейно), то при повторном резе меняют направление его перемещения на противоположное.

Завершив исполнение граней, подрезают кончики стружки.

Углубления под углом к волокнам древесины делают, получая ровного среза граней, корректируя в зависимости от конкретного каждого случая направление резания (кроме перемещение острия к косячкам против слоя, угрожающего происхождением заколов и задиров).

Должные навыки уверенного исполнения трёхгранных углублений направляться обретать, отрабатывая соответствующие упражнения. А затевать с несложного из них — резьбы узора из уголков, предварительно нанеся на заготовку горизонтальные и вертикальные линии на расстоянии 10 мм одна от второй с разбивкой получающихся квадратов наклонными (в двух направлениях) линиями на треугольники (см. рис.).

Держа косячок вертикально, надрезают стороны треугольников от вершины к основанию. Глубина реза у вершины должна быть большой, а у основания — сведена на нет.

После этого косячок наклоняют к себе и, углубляя треугольник носком резака, срезают стружку.

Резьбу трёхгранных углублений с углублением в центре делают по окончании соответствующей разметки. Начиная исполнение упражнения, ставят носок косячка в центр треугольника так, дабы пятка резца была направлена в один из углов (центр определяют на глаз).

Держа инструмент вертикально, нажимают на рукоятку его и делают надрезы (по 3 в каждом треугольнике) из центра в угол. После этого, приставляя косячок последовательно к каждому углу, срезают грани (угол наклона около 60) теми же приёмами, какими выполнялась подрезка уголков.

В местах пересечений не должно быть задиров и вырывов волокон. Линии, ограничивающие поверхность заготовки, -чёткие и прямые.

При изготовлении розетки с сиянием, исполнении скобчатых прорезок (лунок) возможно руководствоваться фактически теми же рекомендациями, каковые были изложены выше с корректировкой на применяемые инструменты. В частности, на использование полукруглых стамесок соответствующего профиля.

То же замечание — для резьбы ноготков, каковые, располагаясь в шахматном порядке, создают неповторимый по красоте собственной чешуйчатый узор.

Комбинируя главные элементы геометрической резьбы, возможно создавать занимательные орнаментальные композиции. Кое-какие из таких композиций изображены на иллюстрациях (см. рис.).

Контурная резьба (вариант орнамента)

Плоскорельефная резьба с выбранным, прочеканенным фоном

При всём многообразии приёмов художественного оформления древесной поверхности, характерной геометрической резьбе, раскрыть всецело природную красоту дерева, в большой степени передать свойственную этому благодатному материалу душевную теплоту она не в силах. Да и есть только разновидностью плосковыемчатой резьбы.

А для неё характерно, что фоном помогает плоская поверхность украшаемого изделия либо заготовки; рисунок образуют углубления разной формы — углубления.

Но ко мне же входит составной частью контурная резьба. Никак не нарушая композицию самого изделия, она в отличие от геометрической применяет в основном изобразительные мотивы.

Листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д. — всё тут похоже на гравированный рисунок. Линии чётки, кратко твёрды. Игры светотени практически нет.

И в этом — собственная привлекательность.

Овладеть техникой контурной резьбы, требующей и усидчивости, и повышенной внимательности, и, конечно же, трудолюбия, возможно при последовательной отработке упражнений по нарастающей сложности; от элементарных розеток с плавным изгибом лепестков до затейливых композиций с растительным орнаментом, разнообразных панно и т. п. А в качестве материала рекомендуется сначала трудиться на древесине липы. После этого, по мере приобретения основательных навыков, применять берёзу с последующим переходом к вторым, более полезным породам.

Выбранное для контурной резьбы изображение наносят на заготовку карандашом от руки либо переводят с оригинала (кальки) через копировальную бумагу. А дабы обезопасисть линии от преждевременного истирания, их покрывают узким слоем лака.

Это — в случае если поверхность древесины не подвергалась предварительной отделке.

В большинстве случаев же заготовку до нанесения на неё изображения соответствующим образом обрабатывают: зачищают, после этого окрашивают в чёрный цвет с последующей подсушкой, покрытием и небольшой шлифовкой нитроцеллюлозным лаком либо восковым составом. Причём для получения нужного цвета значительно чаще применяют 2 — 3%-ные растворы растворимых красителей для дерева. К примеру, тёмно-коричневого № 15, красновато-коричневых №№ 2, 3.

Кальку с рисунком закрепляют на поверхности заготовки и острым предметом продавливают все линии на древесину. Полученный контур обводят цветным карандашом, заметным на чёрном фоне, либо процарапывают шилом.

Заготовку крепят на верстаке без движений. Поворачивают на 180 лишь в крайних случаях. Резьбу делают стоя. Трудятся двумя руками: комфортно, да и руки более защищены от ранений срывающимся на первых порах инструментом.

Причём правой рукой держат стамеску либо косячок за черенок, а пальцами левой руки придерживают инструмент ниже черенка неподалеку от лезвия.

Косячок — наипервейший тут инструмент. Линии, расположенные поперёк волокон, режут носком лезвия, перемещением к себе с последующим подрезом граней под определённым углом наклона и на нужную глубину.

Линии, расположенные на протяжении волокон, прорабатывают с опаской по слою с наклоном косячка к себе и от себя. Кривые линии режут медлено, не отрываясь, сперва с внешней, а после этого с внутренней стороны контура.

При повышении кривизны линии пятку косячка приподнимают над материалом.

По мере необходимости применяют, конечно, уголки, отлогую, среднюю и крутую полукруглые стамески. Ясность резьбы повышают, варьируя глубину и ширину прорезаемых линий:

для больших форм они более резкие, ёмкие. В большинстве случаев, первыми делаются так именуемые верхние линии, дабы их грани были постоянными, а после этого -нижние.

В случае если линия идёт по фону, её режут глубже. А в то время, когда она переходит на другую форму рисунка — не сильный.

В современных художественных изделиях техника контурной резьбы пара видоизменяется: надрез контура с внутренней стороны делают сильно, а подрезку с внешней — полого. Это делает рисунок более ясным. Время от времени внутреннюю грань контура легко смягчают.

Для пущей ясности контурную резьбу иногда раскрашивают, к примеру, акварельными красками. Для этого на заготовке намечают контур, элементы его разрисовывают в соответствующие цвета, а после этого уже делают резьбу.

Линейный рисунок дополняют углублениями в виде окружностей, овалов, лепестков, что кроме этого усиливает художественную ясность контурной резьбы.

Этапы исполнения рельефной резьбы:

1 — надрез по контуру; 2 — подрезка к основанию; 3 выборка фона начисто; 4 — закругление горошины; 5 — зачистка орнамента и фона; 6 — готовая часть растительного орнамента

Плоскорельефная резьба, в развитии которой ключевую роль сыграли талант и мастерство резчиков Абрамцево-Кудринской школы, сложившейся в конце XIX века в Подмосковье, имеет пара разновидностей. Заоваленная резьба, так же как и контурная, выполняется в виде двугранных углублений по контуру рисунка, но углубления режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Причём со стороны форм орнамента углубления режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона — более отлого. Налицо неспециализированный показатель плоскорельефной резьбы: низкий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.

Надрез создают совершенно верно по контуру с маленьким наклоном инструмента в сторону рисунка. В случае если линия идёт прямая, то используют косячок, в случае если криволинейная — стамеску соответствующего профиля. Подрезку же контура делают косячком либо отлогими, крутыми стамесками и средними.

Последними трудятся тычком, т. е. держа инструмент под углом приблизительно 45 к поверхности и нажимая на конец рукоятки ладонью. А заоваливание делают посредством косячка либо отлогой стамески.

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остаётся плоским. Таковой фон именуют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном.

По технике исполнения, назначению (да и внешнему виду) тут мало отличий от простой заоваленной резьбы.

Декорирование мебели рельефной резьбой:

1 — вставка с прорезной (ажурной) резьбой; 2 — глухая мебельная вставка с прочеканенным фоном

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется равно как и простая заоваленная. Формы орнамента остаются плоскими с закруглёнными краями.

По причине того, что фон выбирают на маленькую глубину, орнамент думается лежащим на ровной плоскости.

Зачистку начинают с самых громадных участков фона прямыми стамесками, держа их практически горизонтально. В углах орнамента трудятся уголками лезвия, применяя в качестве инструмента подчас клюкарзу, узкую стамеску, в противном случае и косячок.

Края фона зачищают перемещением к центру заготовки.

Фон время от времени чеканят. Игра светотени тут пара богаче, чем в заоваленной резьбе, вместе с тем маленькая.

Исходя из этого плоскорельефную резьбу делают по большей части на небольших предметах и декорируют полированием.

Плоскорельефная резьба есть как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе, у которой практически нет плоской поверхности, а формы орнамента выявляются рельефом различной высоты.

Рельефную резьбу делают стоя. Заготовку закрепляют на верстаке без движений и поворачивают лишь в крайних случаях.

Осваивать приёмы целесообразно на таком пластичном материале, как древесина липы. Позже возможно переходить к породам средней и высокой твёрдости -берёзе, ореху, буку, дубу.

Карнизы (домовая резьба):

1 — несложные варианты, выполненные в технике прорезной (пропильной) резьбы; 2 — усложнённые ажурные композиции; 3 — вариант с глухой рельефной резьбой

Главными этапами исполнения рельефной резьбы являются: нанесение рисунка, подрезка и надрез контура орнамента, выборка фона начерно, обнаружение форм рельефа орнамента, зачистка фона, обнаружение небольшого рельефа орнамента, чеканка фона. Часть этого списка присутствует и в других группах резьбы.

Многие из этапов уже рассматривались нами выше (особенно, в то время, когда обращение шла о плоскорельефной резьбе). А потому остановимся только на самые характерных, отличительных моментах разработки конкретно рельефной резьбы.

Надрез выполняется при вертикальном положении резца строго по контуру, переведённому через копировальную бумагу на заготовку и покрытому для защиты от истирания на протяжении работы узким слоем прозрачного лака (кисточкой по линиям). Дабы не получилось поднутрения орнамента при высоком рельефе, инструмент легко наклоняют в сторону рисунка.

В случае если в орнаменте одни элементы находят на другие, то надрез и подрезку начинают с верхних линий и делают их на меньшую глубину; а на громадную — надрез и подрезку элементов, лежащих на фоне.

В то время, когда материал жёсткий, а глубина фона достаточно большая, то с одного раза надрез и подрезку не проработать. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез создают с лёгким нажимом на стамеску, смотря за тем, дабы он проходил совершенно верно по линиям рисунка.

Подрезку делают глубже надрезки. Наряду с этим стружка не отделяется.

Значит, нужно повторить надрез для её удаления.

Украшение окон наличниками:

1 — вариант, выполненный в технике прорезной (пропильной) резьбы; 2 — вариант с глухой рельефной резьбой

При исполнении таковой разновидности резьбы, как горельефная, имеющая в отличие от барельефной более большой рельеф, богатую крупный орнамент и игру светотени, контур обрубают посредством киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят её лезвие на линию контура с маленьким наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамески, обрубают контур.

Обрубку делают с припуском на 2 — 3 мм выше проектной глубины рельефа и с маленьким припуском по контуру для обработки и зачистки орнамента и рельефа.

Обрубив по контуру часть орнамента, данной же стамеской подрубают контур под углом 45 в местах, где разрешает площадь фона. В узких местах подрубку и обрубку делают неспешно, за пара раз.

Основное в данной работе — совершенно верно вычислить силу удара, дабы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

Выборку фона начерно начинают с самых громадных пятен отлогими широкими стамесками. Резание ведут в различных направлениях в зависимости от направления волокон и площади фона древесины.

Стамеску держат двумя руками, наклонив её к плоскости фона. При исполнении большой резьбы фон подрубают посредством киянки.

В любом случае глубина фона по окончании выборки должна быть везде однообразной.

Одной из чаще всего видящихся операций при обнаружении форм рельефной резьбы есть заоваливание либо закругление выпуклых элементов. Этапы исполнения данной операции легко уяснить на примере закругления горошины.

По окончании подрезки и надреза контура горошины, выборки фона начерно снимают косячком главную фаску под углом 45, после этого верхнюю фаску. И, наконец, -нижнюю посредством косячка либо отлогой стамески.

Последней же зачинают контур горошины.

Заоваливание вторых форм орнамента выполняется подобно.

Резьба, преображающая типовой дом:

1 — вариант с глухой рельефной резьбой; 2 — вариант с широким применением сборных розеток и накладной

При проработке рельефа часто создают выборку ложкообразных углублений посредством крутых стамесок и средних. Левой рукой обхватывают инструмент ниже черенка, направляя перемещение стамески, а ладонью правой нажимают на рукоятку.

Наряду с этим лезвие сперва врезается в древесину. После этого, неспешно опуская черенок и как бы ввёртывая лезвие на фаске, медлительно выводят его кверху. Перемещение напоминает вычерпывание ложкой.

В один момент легко вращают стамеску слева направо и справа налево, что разрешает снизить упрочнение резания и взять более чистый срез.

Довольно часто видящейся операцией есть кроме этого срезание наклонной плоскости к фону (лепестки цветов, листья, шишки и т. п.). Эту операцию делают посредством отлогой либо прямой стамески в два приёма.

Сперва срезают необходимый слой, а после этого формируют профиль и зачищают плоскость. Направление срезов должно по возможности совпадать с направлением форм орнамента.

Обнаружение небольшого рельефа орнамента содержится в нанесении узких и малых, казалось бы, но столь ответственных для большей ясности резьбы углублений. Выполняется приёмами контурной резьбы посредством косячка либо церазика.

Чеканка фона производится посредством пуансона (чекана), по которому равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе эта операция используется редко.

Исполнение её несложно.

Прорезная — это та резьба, у которой фон удалён. Она может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.

Фон же тут удаляют долотом либо лобзиком (пилой). В последнем случае резьбу именуют пропильной.

Особенную ясность имеет прорезная резьба с рельефным орнаментом. Её исполнение требует только большого мастерства.

За сложность и небывалую воздушность такую резьбу назвали ажурной. Время от времени резьбу приклеивают к древесной базе.

Из этого и соответствующее наименование: накладная либо наклейная резьба. Как и ажурную, её довольно часто применяют для украшения мебели.

А делают на так называемой подушке — прекрасно простроганной доске, на которую прикрепляют посредством столярного либо казеинового клея узкую бумагу. Поверх бумаги приклеивают заготовку для резьбы: обрезанную по размерам рисунка и шепетильно обработанную.

В качестве материала используют жёсткие породы: орех, красное дерево, берёзу. На поверхность заготовки переводят рисунок и приступают конкретно к резьбе. Сначала делают обрезку контура. Позже заоваливают края и шепетильно прорабатывают рельеф.

Готовую резьбу посредством узкого ножа с опаской снимают с подушки, очищают от бумаги и наклеивают на изделие.

Тысячелетняя история, богатые традиции у скульптурной, либо объёмной резьбы. Характеризуется данный вид тем, что рельефное изображение тут уже частично или полностью отделяется от фона, преобразовываясь в скульптуру.

Использовали её с покон веков для украшения интерьеров, мебели, предметов обихода. Обычно резчики изображали в собственных композициях фигуры зверей и птиц, фантастических животных.

С приходом христианства показались скульптурные изображения святых, каковые часто ярко раскрашивались и являлись украшением бессчётных храмов.

Любовь к юмору, шутке, а иногда и острой сатире взяла воплощение в древесной игрушке. Особенную славу купили игрушечники Загорска (сейчас Сергиев Посад) и села Богородское.

Домовая резьба характерна собственной крупномасштабностью. Выполняется по большей части на древесине хвойных пород посредством топора, выпивал и долот. А употребляется на данный момент данный вид резьбы для украшения древесных построек.

Именуют её кроме этого и корабельной, т. к. считается, что пришла она с резных украшений древесных судов. По характеру и технике исполнения домовая резьба не редкость объёмной (пример — охлупень — фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, громадной птицы на гребне крыши над фронтоном), рельефной, прорезной (ажурной).

Иногда целый узор делают из отдельных подробностей, каковые выстрагивают, высверливают, выпиливают порознь и позже скрепляют воедино, к примеру, гвоздями (сборные розетки).

Глухая рельефная резьба с непрорезанным (глухим) высоким рельефом и фоном узора используется другой раз при украшении фронтонов домов, наличников окон и т. д. Среди цветов и листьев часто возможно встретить тут изображения русалок-берегинь, птицы и львов феникс.

Отделка резных изделий помогает не только для придания более привлекательного внешнего вида, нового цвета и глянца, но и для защитных покрытий, предохраняющих древесину от влаги и загрязнения. А при применении прозрачных лаков и полиэфирных смол -и для лучшего обнаружения текстуры, подчёркивания природной красоты дерева.

Главными этапами тут являются: подготовка к отделке, крашение, обработка и нанесение отделочных покрытий.

Защита резных подробностей лаковыми покрытиями

Отделка изделий вручную требует, конечно, много труда. По окончании шлифования мелкозернистой шкуркой из углублений резьбы удаляют посредством твёрдой щётки пыль.

После этого поверхность изделия увлажняют 3 — 5% раствором столярного клея либо дисперсии ПВА, протирая её мокрым тампоном на протяжении волокон. После этого — сушка в течение 2 — 3 ч с последующим удалением ворса посредством отработанной мелкозернистой шкурки лёгкими перемещениями на протяжении волокон.

Эту операцию делают два раза. По окончании удаления ворса поверхность опять очищают от пыли.

При крашении возможно советовать воспользоваться растворимыми красителями для дерева №№ 1-16. Раствор концентрации 1,5 — 2% наносят на поверхность резьбы с избытком, дабы древесина имела возможность вольно впитывать краситель.

Тем более что через 1 мин по окончании нанесения не впитавшийся краситель убирается отжатым тампоном.

По окончании подсыхания окрашенную поверхность протирают твёрдой тканью типа мешковины либо отработанной мелкозернистой шкуркой на протяжении волокон. Цель операции — с опаской пригладить вставший ворс и удалить излишки красителя, каковые вуалируют текстуру древесины.

При нанесении отделочных покрытий используют разные материалы в зависимости от назначения изделия, вида резьбы и породы древесины. В частности, обширно применяют нитролак НЦ-218 и нитрополитуру НЦ-314.

Причём по окончании подсыхания первый слой лака легко шлифуют отработанной мелкозернистой шкуркой и наносят второе покрытие. Выдержав изделие в течение 24 — 48 ч, его снова легко шлифуют, очищают поверхность от пыли и приступают к полированию.

Первую операцию тут делают смесью нитролака с политурой в соотношении 1:1. Дабы тампон при полировке не прилипал, на поверхность наносят пара капель вазелинового масла.

По окончании выдержки изделия в течении 24 часов покрытие легко шлифуют и создают второе полирование НЦ-314 до получения большого блеска. После этого направляться ещё одна выдержка, но уже в течении 72 часов.

Третье, последнее полирование делают политурой, разбавленной спиртом до 8 — 10% концентрации. Поверхность получает зеркальный блеск.

Механизированная отделка резных изделий выполняется в большинстве случаев по прекрасно отлаженной технологии (см. табл.). Но, как показывает опыт, покрытия лаком МЛ-2111 характеризуются более высокими декоративными особенностями, чем нитро-целлюлозные покрытия.

направляться кроме этого учитывать, что красители №№ 3, 8, 17 под действием лака изменяют цвет.

Т. МАТВЕЕВА, г. Москва

A sign carved from wood part 2


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: