Дешевые овощи — дорогое удовольствие

Дешевые овощи - дорогое удовольствие

Сейчас довольно много внимания уделяется продуктовой безопасности. Главный акцент наряду с этим делается на зерно.

Но из питания нельзя исключать и другие продукты. В частности, надёжное существование страны немыслимо без овощей.

Овощная пища содействует поддержанию слабощелочной реакции крови и нейтрализует вредное влияние кислотных веществ, содержащихся в мясе, жирах и хлебе. Согласно точки зрения многих ученых-овощеводов для обеспечения всего населения страны витаминной продукцией нужно создавать около 18 млн т овощей в год.

В среднем в год снимают урожай в районе 12 млн т. Отличие в 6 млн т покрывает импорт. До тех пор пока страна зависит от этих поставок, о безопасности сказать не приходится.

На земном шаре насчитывается более 1200 видов овощных растений, которыми владел к 78 ботаническим семействам. Приблизительно добрая половина из них находится в культуре, остальные — дикорастущие.

У нас выращивают около 70 видов овощных растений.

Согласно данным ФАО, на долю Китая приходится 62,9% мировго производства овощей, Индии — 15,6, России — 1,5, других государств — 18,6%

В Китае площадь тепличных хозяйств образовывает 1,7 млн га, в Турции -41 тыс., в Голландии — 10 тыс., в Польше — 6,3 тыс., в Российской Федерации – и того меньше. В зимних теплицах в Российской Федерации производится около 700 тыс. т овощной продукции (5% общего объема производства овощей).

В чем неприятность?

У овощеводства имеется собственная специфика, как и у всех отраслей, которая определяет темперамент неприятностей. Дабы самый обширно охватить ниши овощеводства, мы забрали интервью у представителя «Ассоциации овощеводов» Саратовской области маркетолога Павла Ададимова и председателя совета директоров ЗАО «Агрокомбинат Столичный» Евгения Сидорова.

Первый воображает по большей части большие и средние хозяйства, второй – один из наибольших агрохолдингов России. Помимо этого, собственный вывод высказал помощник директора Общероссийского НИИ Селекции и Семеноводства Овощных Культур (ВНИИССОК) по семеноводству и науке Сергей Сирота.

Собственное видение неприятности представили два агронома из «Столичного». Все опрошенные сошлись во мнении по трем пунктам.

В первую очередь, овощеводство — это высокая трудоемкость и маленькие (в сравнении с зерновыми и плодовыми) площади хозяйств. Неспециализированная беда всех производителей овощей – дефицит рабочих рук.

Само собой разумеется, на рынке труда присутствуют рабочие из республик Средней Азии, но их не хватает, цена на них всегда растёт. Бюрократия, как в большинстве случаев, и тут была названа в числе главных препятствий. «На сегодня размер субсидий овощепроизводителями кроме того не обсуждается, существует факт дефицита либо неестественного недостатка данной помощи, и нудной процедуры толкания в кабинетах, либо поиска посредника с львиной долей «отката», — отметил П. Ададимов.

Еще одна неприятность, по которой было единое вывод – общество. У граждан РФ отсутствует познание здорового питания.

В отличие от обитателей развитых государств у нас нет культуры еды. Практически, мы сами загоняем собственного производителя в угол, беря некачественную импортную продукцию.

Российский рынок овощей непредсказуем и неконтролируем. К примеру, в прошедшем сезоне быстро встала цена на капусту — спрос превысил предложение. В этом году фермеры ринулись сажать капусту и цена упала. Такие колебания повторяются из раза в раз.

В стране нет объединений производителей, организаций, воображающих их интересы. Не ведется кроме того статистика в достаточном количестве, по которой возможно было бы предвещать поведение рынка.

Опыт.

Примерно, часть импортных продуктовых товаров на рынке России оценивается в 50%. Это совсем не означает, что отечественный производитель не может обеспечить население страны, легко в этих условиях ему не дают это сделать.

Рынок не всегда может отрегулировать себя сам, в особенности в таковой сложной сфере как АПК.

Дабы оказать помощь русским овощеводам, необходимы верные законы.

Е. Сидоров привел пара примеров, на его взор хорошего опыта. Так, в Соединенных Штатах в законодательном порядке не разрещаеться ввозить более 15% продовольствия.

В Англии продукция, выращенная дальше, чем 200 км от места потребления не имеет возможности именоваться местной. В этом случае для ее сохранности потребуется дополнительная обработка – газация либо охлаждение, что приведет к утрата витаминов.

В Голландии государство компенсирует 60% затрат на постройку теплиц.

У нас о аналогичных мерах помощи пока не вспоминают, а российские банки дают кредит под 17-25% в год. Государственная помощь имела возможность бы значительно оказать помощь овощеводству и подтолкнуть развитие отрасли.

От этого, в конечном итоге, победили бы не только производители, но и потребители, взяв более недорогой и качественный товар.

Север-юг.

Пригородное овощеводство — база этого сектора сельского хозяйства. Такое размещение позволяет привлечь рабочую силу в момент массовой уборки.

Помимо этого, это рынок сбыта, свежесть поставляемой продукции, доступность для жителей продукции конкретно с плантаций. В СССР существовала программа создания тепличных овощеводческих хозяйств около больших городов.

С тех лет нам достались сохранившиеся тепличные комбинаты, каковые кормят областные центры и мегаполисы. Но цена почвы в пригородной территории, начиная с 90-х, стала непрерывно расти, и сейчас овощеводы не в состоянии соперничать со строителями в споре за место у города.

Начался постепенный перевод производства на юг. Теплолюбивые виды, ранние овощи, как производились, так и будут выращиваться в местах главного произрастания.

Случилось распределение ниш: оставшиеся около больших городов хозяйства стали поставщиками дорогой, но свежей продукции, а южные производители — недорогой, но более низкого качества. До тех пор пока, действительно, в противостоянии север-юг побеждает Запад, поскольку овощи из южных государств стоят дешевле отечественных и выращиваются практически круглый год.

Круглогодичность и стабильность серьёзны не только для ритейлеров, но и для переработчиков. Из 700 фирм, существовавших в СССР, более половины прекратили собственный существование к началу 2000-х (из 400 консервных в 1990-е осталось 20).

Эти фабрики просто не выдержали борьбе с зарубежными производителями, каковые приобретали продукцию круглый год в строго оговоренном качестве и количестве. Отечественные же производства трудились сезонно, 3-4 месяца в году.

Были попытки русских предпринимателей вкладывать деньги в переработку, но все они разбились о проблему сезонности. В следствии, в то время, когда мы покупаем банку с отечественным брендом, в действительности мы поддерживаем экономику Индии, Китая, Болгарии, других стран и Греции.

Из-за чего собственный стоит дороже?

В то время, когда русский клиент приходит в магазин, он, в первую очередь, наблюдает на цену. Это логично и полностью верно, но имеется одно «но».

Импортные овощи прошли долгий путь от производителя до продавца и уже совсем не такие свежие, какими выглядят. Отечественное овощеводство исторически было создано специально для обеспечения свежей продукцией жителей, исходя из этого главная часть отечественной продукции приходит на прилавок, минуя хранилища.

Из этого громадная цена, но лучший вкус.

Помимо этого, существуют чисто технологические моменты. Чем продолжительнее способен храниться сорт, чем он устойчивее к вредителям и болезням, тем он плотнее и безвкуснее, его кожица толще, а мякоть жёстче.

Интересы продавца и покупателя в этом случае находятся на противоположных полюсах. Торговым сетям необходимо, дабы продукт продолжительно хранился, прекрасно перевозился и был недорог.

В следствии мы приобретаем несъедобные импортные продукты.

Поставлять собственную продукцию мешает и нехорошая инфраструктура. В действительности, отечественные овощеводы способны расширить урожайность, но им это не выгодно по той несложной причине, что их продукция не доедет до клиента.

Дабы развязать данный узел неприятностей, нужна налаженная сеть поставки. А это и современные логистические терминалы, и сеть дорог, и налаженные отношения поставщик — продавец.

В итоге, в то время, когда овощи доедут до Москвы, Питера либо другого города-миллионника, они уже не будут недорогими. Это факт, с которым нужно согласиться.

К тому же без импорта отечественная северная страна все равно не обойдется — мы просто не сможем выращивать многие теплолюбивые растения в достаточном количестве. В итоге, торговля — двигатель экономики, а импорт обязан находиться на прилавках в любом случае.

Отбор – также мастерство.

С. Сирота, как представитель наибольшего селекционного НИИ страны, отметил нехорошее состояние селекции и отечественного семеноводства. Динамика селекционных достижений в Национальном реестре говорит о том, что зарубежные сорта вытесняют российские.

Отечественные овощеводы по большей части применяют семена из зарубежа, отмечая множество их преимуществ. Само собой разумеется, возможно совсем перейти на семена европейских и американских компаний, но у россиян вкусовые предпочтения отличаются от западных.

Исходя из этого клиент так стремиться отыскать сорта овощей местной селекции, каковые уже не воспроизводятся и сохранились только в единичных хозяйствах. Эти сорта требуют воспроизводства, тем более что, по словам П. Ададимова, овощеводы желают их брать, при условии, что их качества будут восстановлены и улучшены.

стабильность и Закон.

Корни неприятностей русского овощеводства не в конкуренции и не в зоне рискованного земледелия. Безтолку искать и виноватых.

Нужна национальная программа развития овощеводства. Конечно, это будет совсем не тот проект, что существовал в СССР в условиях плановой экономики. Нужны новые стандарты работы производителей, продавцов и поставщиков.

Иными словами, необходимы законы и созданный путь помощи отрасли.

Не обойтись и без объединения овощеводов, которое смогло бы лоббировать личные интересы и принимать согласованные ответы. Как было сообщено выше, колебания рынка мешают формированию и ведут к утратам прибыли.

Большая ассоциация общероссийского масштаба имела возможность бы решить эту проблему раз и окончательно. Но создание таковой организации — дело непростое вследствие того что по русскому законодательству, дабы альянс взял полномочия публичных организаций, другими словами право участия в разработке целевых программ, разработке и выработке рекомендаций нормативных актов, основателям нужно будет собрать под своим крылом производителей более 2/3 количества продукции овощей.

При нынешнем раскладе, в то время, когда огромная часть продукции выращивается в тысячах небольших хозяйствах, такая задача может стать не решаемой. Иначе, как раз небольшим производителям больше всего нужна такая инициатива, которая разрешит прогнозировать предложение и спрос, по причине того, что у них, в отличии от больших хозяйств, нет постоянных контрактов с ритейлерами.

Примеры создания таких альянсов, не обращая внимания на много маленьких бизнесов, в АПК уже имеется.

И. Дашковский, www.agronews.ru

Крым. Ялта 2018. ПО СЕКРЕТУ! Где и в то время, когда приобрести дешевле? Овощной рынок в Ялте. Цены. Отдых в Крыму


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: