Двухколёсный моноцикл нашёл дружескую поддержку
Покажись вы в седле этого чуда на улице — и пробки из-за желающих взглянуть поближе гарантированы. Не смотря на то, что само по себе это устройство должно, по идее, пробки ликвидировать.
А основное — пред нами не макет, не муляж и не декорация, а одно из самых необычных средств передвижения по дорогам.
Бессчётные чопперы, обтекаемые спортбайки и другие «вкусности» мотоциклетного мира практически всецело обладали вниманием визитёров национального мотосалона (National Motorcycle Show), прошедшего в прошлом месяце в Торонто. Но среди сонма очень стильных, но, согласимся, достаточно однотипных автомобилей, был один экспонат, что поражал любителей мотоциклов не столько утончённым дизайном, сколько легко «неосуществимым» видом.
Масса народу останавливалась около канадского аппарата Uno, дабы задать лишь один вопрос: «А что это, фактически, такое?» Правильнее — два вопроса. Второй: «А это и в самом деле ездит?»
Отвечал сам изобретатель диковинки — Бенджамин Гулак (Benjamin J. Poss Gulak). Постоянным читателям «Мембраны» он и его творение уже привычны.
В прошедшем сезоне мы говорили, как 18-летние парни из провинции Онтарио выстроили что-то, что и классифицировать затруднительно.
Вес Uno образовывает 54,4 килограмма. Из органов управления у него практически имеется лишь кнопка «вкл.» да неподвижный руль, разрешающий удерживаться в седле (фотографии Motorcycle Mojo Magazine).
На первый взгляд — это моноцикл. Действительно, в отличие от существующих предположений (хотя бы вот таковой), пилот тут находится сверху колеса.
Как в давешнем концепте Bombardier Embrio (что в действительности так и не был создан).
Но поглядев внимательнее, возможно понять, что колёс у Uno всё-таки два, лишь расположены они близко, рядом между собой.
Выставка в Торонто.
В седле Uno — Расселл Митчелл (Russell Mitchell), глава известной американской компании Exile Cycles, специализирующейся на выпуске эксклюзивных байков ручной работы (так называемых кастомов). Он показал громадной интерес к изобретению Гулака (что на этом фото и стоит рядом).
Бен же, со своей стороны, возможно, не прочь был проконсультироваться у «мэтра» по поводу организации мелкосерийного выпуска экзотической двухколёсной техники (фото с сайта the-uno-tomorrows-transportation.com).
О том, как Гулак и его напарник Джейсон Морроу (Jason Morrow) дошли до жизни таковой, другими словами — до таковой схемы, и как устроен аппарат — вы имеете возможность детально прочесть в отечественном прошлом материале. Тут же только коротко поясним — два электромотора Uno, вращающие два его колеса, приобретают команду от гироскопов, осуществляющих контроль положение автомобили в пространстве.
Так что наездник этого необычного транспортного средства руководит им одним только отклонением тела, переносом собственного центра тяжести чуть вперёд либо чуть назад, и — в стороны. Всё это очень напоминает укрощение самоката Segway.
Годом ранее Бен привёз один из первых более-менее работоспособных образцов Uno на интернациональную выставку в Соединенных Штатах. Тогда мы бы не дали изобретению большое количество шансов на выход в серию.
А сейчас, пускай до массового выпуска «двухколёсного моноцикла» практически столь же на большом растоянии, события изменились в лучшую сторону.
Что же произошло за прошлый год?
Uno питается от встроенных аккумуляторная батарей, так что это не только сверхкомпактное, но и экологически чистое транспортное средство (фотографии Motorcycle Mojo Magazine).
Всего через месяц по окончании американской выставки у Гулака погиб дедушка, покинув ему в наследство механическую мастерскую, в которой Бен ещё ребёнком совершил много времени, мастеря модели поездов и самодельные ракеты.
Сейчас же эта мастерская стала базой для новой компании BPG-Technologies, основанной, как светло из сокращения, самим Бенджамином.
Помимо этого, на пути Гулака показалось пара хороших людей, разделяющих его увлечение «железками», каковые помогли изобретателю выстроить третий уже пример Uno — самый идеальный. Именно он притягивал взгляды весов на канадском шоу National Motorcycle.
Если судить по имеющимся снимкам, очень сильно разгоняться и быстро тормозить на Uno его наездники не рискуют. Не смотря на то, что если сравнивать с моноциклами настоящими, теми, у которых вправду одно колесо, этот аппарат должен быть более устойчивым.
Особенно — в повороте (фотографии Motorcycle Mojo Magazine).
Первым был неназванный продавец софта, что в один раз утром постучался в дверь Бена с предложением приобрести программы для трёхмерного проектирования. У Гулака не было денег, так что канадский умелец культурно отказался.
Но, по случаю, продемонстрировал новому привычному то, над чем трудится.
Продавец был так поражён самобалансирующим мотоциклом, что на следующее утро безвозмездно отправил Бену пакет софта SolidWorks.
Следующим был Джон Косентини (John Cosentini), глава канадской компании Motorcycle Enhancements. Бен обратился к нему за помощью в подборе покрышек, но, познакомившись с Uno, Джон осознал, что сможет принять значительно более важное участие в доводке изобретения собственного соотечественника до ума.
И опять Uno и его основной создатель.
Слева: ранний прототип аппарата (фотографии Motorcycle Mojo Magazine).
Как раз Косентини внес предложение Бену применять в качестве базы Uno нового поколения раму от спортбайка Yamaha R1. И Джон же помог Гулаку в создании внешней оболочки нового моноцикла, выклеенной по форме из стеклопластика.
К её покраске и окончательной доводке приложил руку Роджер Пау (Roger Pouw) из канадской компании Extreme Measures Kustom Paint.
Но, красота красотой, а основное — научить «неосуществимый» аппарат ездить.
Два гироскопа Uno поставляют данные блоку управления, что филигранно регулирует тягу моторов. На словах всё легко, а вот сделать так, дабы электроника верно ощущала машину и своевременно вносила поправки в её перемещение — выяснилось непросто.
Блэквелл не понаслышке знает, как вынудить одноколёсный транспорт ехать и не падать: либо только за счёт мастерства водителя, или при помощи «колдовства» электроники (фотографии с сайта tlb.or).
Тут на сцену вышел учёный и калифорнийский инженер Тревор Блэквелл (Trevor Blackwell), собаку съевший на роботах, гироскопах и самобалансирующих одно- и двухколёсных аппаратах. Именно он помог Uno «подняться на крыло».
Кстати, неугомонного изобретателя Блэквелла возможно назвать известной в Америке «торговой маркой». Да и постоянным читателям отечественного издания Тревор знаком: это он некогда выстроил «самопальный» аналог Segway, а позднее — одноколёсный электрический скутер.
Опыт новых друзей помог Бенджамину перевоплотить сырой проект в готовый к потреблению продукт. И пускай о его практичности возможно поспорить, упорство Галака в достижении собственной цели заставляет нас снять шляпу.