«Двустволка» для стереофото

Удачи в развитии фотографии последних лет сделали её дешёвой каждому желающему. Несложная фотосъёмка с получением без хлопот достаточно недорогих, но колоритных и качественных снимков на материалах разных компаний в особых пунктах предали забвению очень увлекательную область фотографии, пользовавшуюся когда-то популярностью.

Речь заходит о стереофотографии, либо объёмной.Для этого выпускались и особый стереофотоаппарат «Спутник» с двумя объективами, и стереоскопы для просмотра взятых снимков.

В это же время, освоить данный вид съёмки и внедрить его в собственную фотопрактику без особенных затрат может каждый фотолюбитель, тем более — специалист. А впечатления и ощущения от просмотра стереоснимков доставят радость кроме того самому искушённому зрителю.

Принцип стереофотографии содержится в самом зрительном восприятии человеком окружающего мира. Дело в том, что мы разглядываем объекты двумя глазами, «разнесёнными» на величину В = 60…80 мм, именуемую глазным базисом.

Потому, что для каждого глаза картины легко различаются и кажутся плоскими (сравните их, поочередно закрывая левый либо правый), при рассмотрении объекта в один момент обоими глазами происходит зрительная пространственная ориентация предметов и выявляется их объёмность — так называемый стереоэффект. Но кроме того в случае если наблюдать двумя глазами на телевизионные, фотографические либо полиграфические изображения, они будут всё равняется плоскими, потому, что взяты съёмкой одним объективом.

Другое дело, в то время, когда объект снят с двух точек, отстоящих друг от друга на величину глазного базиса (чем больше В, тем больше стереоэффект, но устанавливать базис более чем 100 мм не нужно). При рассмотрении взятых отпечатков двумя глазами в один момент (левый — левым глазом, а правый — правым) появляется как следует новое восприятие, ничем фактически не отличающееся от естественного зрения и снабжающее эффект присутствия.

Несложный вид стереоскопической съёмки возможно осуществлён фотографированием неподвижных объектов: пейзажей, натюрмортов, интерьеров одним фотоаппаратом любой модели (к примеру, с форматом кадра 24×36 мм) последовательно с временным промежутком 3 — 4 секунды с двух точек. Возможно снимать и портрет, в случае если за время двух экспозиций человек будет неподвижен.

Аппарат наряду с этим направляться держать в руках в вертикальном положении. Сделав из взятых двух негативов по одной фотографии размерами 9×13 см, изготовьте из них стереопару.

Для этого обрежьте симметрично полученные снимки до размеров 9×6 см и наклейте их близко друг к другу на неспециализированную картонку так, дабы расстояние между центрами снимков не превышало величины минимального глазного базиса (В = 60 мм). Сейчас их возможно разглядывать посредством простых очков с линзами от +3 до +8 диоптрий.

Для большего удобства возможно изготовить ещё приспособление, изображённое на рисунке 1, из двух страниц узкого алюминия размерами 200×100 мм. Один согните пополам через стержень диаметром 5 — 7 мм и сделайте в нём ножовкой внизу прорезь. Это будет шторка.

После этого отогните на 90° полосу панели, на которой будут размешаться фотографии стереопары. Шторка, надетая прорезью на загиб, должна быть перпендикулярна к панели и пребывать посередине.

«Двустволка» для стереофото

Рис. 1. Приспособление для рассматривании фотографий стереопары:

1 — шторка; 2 — панель для фотоснимков; подробности выполнены из страниц узкого алюминия

Рис. 2. Фиксирование фотоаппаратов при помощи стержня для съёмки вертикально расположенными кадрами:

1 — первый фотоаппарат; 2 — соединительный стержень (СтЗ, стержень d10…12); 3 — второй фотоаппарат

Рис. 3. Кронштейн фиксирования фотоаппаратов для съёмки горизонтально расположенными кадрами

Рис. 4. Стереоскоп:

1 — задняя стена (фанера s 10,2 шт.); 2 — декоративные кнопки (8 шт.); 3 — основание (фанера s20); 4 — зеркало 50×40 мм (2 шт.); 5 — стойка (дерево)

В некоторых пунктах обслуживания фотографов стали практиковать новый вид печати — на одном листе бумаги делают фотографии размерами 18×24 мм любая со всех кадров плёнки. В случае если их

разрезать и смонтировать на картонках попарно на расстоянии 60 мм, то окажутся совсем недорогие стереопары.

Разглядывать их, но, направляться уже через линзы с оптической силой преломления не меньше +10 диоптрий. В этом случае несложнее купить соответствующие линзы и, изготовив для них несложную оправу (к примеру, фанерная пластина с двумя отверстиями диаметром 40 мм), закрепить на ней линзы хотя бы клеем.

Как видно, метод несложен и дешёв каждому. В случае если имеется ещё один фотоаппарат, то творческие возможности легко увеличить и начать фотографировать двумя аппаратами в один момент (возможно применять и различные модели) кроме того подвижные объекты: оживлённые муниципальные улицы, группы людей.

Для этого необходимо всего лишь изготовить из круглого прутка диаметром 10 — 12 мм стержень с резьбой на обоих финишах, соответствующей резьбе гнёзд аппаратов. Протяженность стержня должна быть таковой, дабы по окончании навинчивания на него аппаратов базис составлял 60 — 100 мм (рис.2).

Чтобы по окончании обоюдного фиксирования аппараты появились в одной плоскости, направляться воспользоваться шайбами, хотя бы картонными. Сейчас, «поймав» объект съёмки в один из видоискателей, надавите в один момент две спусковые кнопки (на обоих аппаратах) — и дело сделано.

Для съёмки горизонтально расположенными кадрами плёнки направляться изготовить другую, также несложную приставку (рис.З) из листового металла с отверстиями под резьбовые гнёзда фотоаппаратов. Требования к креплению фотоаппаратов остаются те же.

Дело в том, что имеется возможность разглядывать и горизонтально расположенные снимки. Но при первом методе этого запрещено

было делать по причине того, что минимальный формат снимков, изготовляемых в фотолабораториях, — 9×13 см, и очень сильно урезать их не нужно.

В случае если изготовить стереоскоп (рис.4), то возможно разглядывать каждые снимки. Он пара сложнее, чем шторка, но в полной мере доступен для изготовления домашнему умельцу. Более того, в этом случае чем больше формат снимка, тем лучше чувство.

Предлагаемый стереоскоп запланирован на фотографии размерами 15×10 см. Для вертикально расположенных снимков на его задних громадных стенках, выполненных из 10-мм фанеры, вбиты декоративные кнопки со шляпками (на чертеже — тёмные).

А для горизонтально расположенных — две пары остальных. При фиксировании и вводе отпечатков сверху либо сбоку они друг другу не мешают.

Для правого изображений и совмещения левого в зрительном канале в одно стереоскопическое помогают два простых плоских зеркала размерами 50×40 мм и более (такие продаются в парфюмерных отделах). Они крепятся клеем на неспециализированной древесной стойке, которая жёстко установлена на основании из многослойной фанеры.

Не считая зеркал никакой оптики тут не нужно, потому, что суммарное расстояние от каждого глаза до соответствующего снимка равняется 200 мм — расстояние наилучшего восприятия. Но, и тут вероятно рассматривание в очках, если вы их носите повседневно.

направляться отметить ответственную изюминку этого метода. Поскопьку зеркала «переворачивают» изображение, то при печати с негативов направляться указать, дабы её создавали с перевёрнутой эмульсией наружу плёнки, что легко осуществимо.

При изложении названного метода мне в голову пришла, в неспециализированном-то, очевидная, но занимательная идея. Представьте себе, что вы снимаете объекты спаренными камерами, также закреплёнными на неспециализированной приставке-основании, как и фотоаппараты.

А после этого прокручиваете два отснятых фильма в один момент через два видеомагнитофона на два отдельных телевизора и разглядываете совмещённое зеркалами изображение с обоих экранов, как в стереофотографии. Что окажется?

А окажется не что иное, как стереотелевидение на дому!

Напоследок хочется захотеть читателям удач в освоении этого занимательного жанра фотоискусства и отметить одну особенность. В случае если базис В при съёмке больше глазного, то объект при рассматривании будет смотреться меньше.

И напротив.

А. ГАВРИЛОВ, п. Иноземцево, Ставропольский край

Двустволка ИЖ-43(МР-43). Обзор, выводы и стрельба


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: