Естественная эхолокация помогает слепым людям
Для ориентировки в мире люди со зрительными нарушениями в полной мере смогут применять эхолокацию, причём — собственную, «природную», не требующую применения никаких технических приспособлений. Страно, что человек с этими умениями может очень многое, кроме того кататься на велосипедах либо роликовых коньках.
Думается немыслимым, но применять эхолокацию люди смогут, в неспециализированном-то, так же, как ею пользуются животные, наподобие летучих мышей либо дельфинов. Человека возможно научить распознавать звуковые волны, отражённые окружающими объектами, определять положение, удалённость а также размер объектов, находящихся поблизости.
Соответственно, если бы у человека была возможность определить, где и что находится, то он имел возможность бы перемещаться в пространстве безо всяких неприятностей. Такая методика ориентации уже создана и преподаётся слепым людям.
популяризатор и Разработчик людской эхолокации (human echolocation — так именуется эта техника) – Дэниел Киш (Daniel Kish). Сам он совсем слепой и обучился ориентироваться в окружающем мире посредством звуков.
Сущность метода весьма несложна: он щёлкает языком и слушает эхо, появляющееся при отражении звуков от различных поверхностей.
Дэниел Киш учит слепого малыша определять препятствие (фото с сайта worldaccessfortheblind.org).
Казалось бы, данной методикой возможно пользоваться только «постольку-поскольку», так как эхо чуть слышно. Но это не так: с её помощью Дэниел может перемещаться по заросшей местности а также – уж во что тяжело поверить! – кататься на велосипеде.
Занятия по эхолокации начинаются с несложных упражнений, в которых в качестве препятствия употребляется лист плексигласа (фото с сайта worldaccessfortheblind.org).
Кое-какие слепые люди уверены в том, что кое-какие их ощущения имеют экстрасенсорную природу. К примеру, таковой человек, прогуливаясь по аллее, может ощутить «давление» со стороны каждого дерева, мимо которого проходит.
Обстоятельство этого в полной мере объяснима: разумеется, дело в эхе от их шагов, которое обрабатываются подсознанием. Более того, как оказывается, это таковой опыт, что в полной мере возможно перенять.
Среди самых успешных учеников, занимавшихся по методике Киша, прекрасно известен Бен Андервуд (Ben Underwood).
В то время, когда Бену было всего три года, он утратил глаза из-за рака сетчатки. на данный момент ему 14, но, ведёт он себя равно как и все его ровесники, к примеру, играется в футбол с приятелями, катается на скейтборде.
Дабы определить об окружающих предметах, Бен пользуется способом эхолокации.
Дэниел Киш создал данный способ для слепых в качестве дополнительного метода ориентировки – кроме тростей-и собак поводырей. Но, согласно данным Американского общества слепых (American Foundation for the Blind), эхолокацией пользуются всего пара слепых американцев: через чур уж неэффективным думается данный способ.
Брайан Бушвэй (Brian Bushway) слепой, но он ездит на своём горном велосипеде, применяя эхолокацию (фото с сайта worldaccessfortheblind.org).
Но Бен Андервуд превосходно им обходится. Навыки мальчика специалисты именуют феноменальными. «У него редкие свойства», — говорит Киш.
Акванетта Гордон (Aquanetta Gordon), одна из сотрудниц общества, восхищается умениями Бена и говорит, что он может кроме того обучиться руководить и самолётом, в случае если захочет. Само собой разумеется, это сильное преувеличение, но, Бен играется в баскетбол с товарищами, танцует на школьных вечеринках.
«Довольно часто меня задают вопросы, не одиноко ли я себя ощущаю, — говорит Андервуд. – Но мне ни при каких обстоятельствах не одиноко, по причине того, что рядом неизменно кто-то имеется. Либо я могу забрать мобильный телефон, дабы поболтать с приятелями».
По требованию Акванетты, Бена направили в простую школу, где сотрудникам было нужно заниматься с ним с особым вниманием.
Не обращая внимания на то, что Бен Андервуд ничего не имеет возможности видеть, он может легко делать кроме того такие вещи (фото с сайта worldaccessfortheblind.org).
Бен может просматривать тексты, написанные шрифтом Брайля, и ориентироваться посредством трости. Что же касается эхолокации, то ей обучаться он начал уже давно, причём самостоятельно.
В то время, когда ему было три года, он отбрасывал от себя предметы, а по окончании, издавая щёлкающие звуки языком, пробовал их найти.
Кстати, от трости он отказался ещё в возрасте шести лет. Кое-какие учителя, всё-таки, советуют Андервуду пользоваться ей: так возможно было бы, к примеру, определять размеры углублений в почве.
Но он так упрям, что предпочитает пользоваться привычным для него естественным «эхолокатором».
Ему, возможно, равнодушны рекомендации наставников. Но в условиях шумного города, где находится множество предметов, одними щелчками обойтись будет нереально.
Эксперты волнуются по причине того, что Бен проводит большое количество времени в своей квартире, весьма привык к домашней обстановке, и в непривычных событиях ему возможно непросто.
В школе, общаясь с приятелями, Бен не испытывает никаких трудностей (фото с сайта sacbee.com).
Но, сравнительно не так давно Андервуд смог себя с уверенностью ощутить и в необыкновенной обстановке. В прошлом месяце он побывал в океанариуме SeaWorld Adventure Park в Сан-Диего.
В том месте он смог поплавать с дельфинами и послушал, как они пользуются эхолокацией (имеете возможность взглянуть об этом небольшой видеорепортаж). Страно, но и в этом случае Бен не смог растеряться благодаря собственной эхолокации.
Директору программы по изучению дельфинов в SeaWorld Бобу Макмайнсу (Bob McMains) так понравилась игра дельфина и мальчика, продолжавшаяся три четверти часа, что он дал обещание устроить Бена на работу в океанариуме.
Кстати, Боб сообщил такое не напрасно. Мир Андервуда возможно чёрным, но это не весьма ограничивает его возможности. В будущем он может стать преподавателем математики, опытным скейтбордистом либо, как верит его мама, по большому счету кем угодно.
Самое основное – как Бен сам относится к вероятным проблемам. «Я ни при каких обстоятельствах не говорю, что я слепой, , что не могу видеть», — утверждает он.