Гонки ракетных самолётов подкинут зрителя до потолка

Первые самолёты с ракетным, а не турбореактивным либо прямоточным двигателем, показались приблизительно шесть десятилетий назад. До сих пор они не взяли хоть какого-либо распространения. За всю историю авиации их выстроили считанные единицы.

Но не так долго осталось ждать мы заметим спортивные соревнования на ракетных самолётах.

руководитель и Основатель фонда X Prize Питер Диамандис (Peter Diamandis), предприниматель Грэйнджер Вайтлоу (Granger Whitelaw), магнат из мира автогонок Indianapolis 500, и Ассоциация воздушных гонок Рино (светло синий Air Racing Association) презентовали в Нью-Йорке собственное новое совместное начинание.

«Лига ракетных гонок» (Rocket Racing League) будет проводить регулярные спортивные состязания на самолётах, оснащённых ракетными двигателями.

Различные этапы этого соревнования должны проходить во многих местах Соединённых Штатов, а ежегодный финал будет приурочен (и по времени, и по месту) к состязанию суборбитальных ракет и космопланов X PRIZE CUP (подробнее тут). Оно взяло прописку в местечке Las Cruces (Нью-Мексико), где на данный момент строят Юго-западный региональный космопорт (Southwest Regional Spaceport).

Первый X PRIZE CUP, кстати, пройдёт практически пару дней назад.

Дорожки воздушной гонки будут проложены на относительно маленькой высоте (иллюстрация с сайта rocketracingleague.com).

Нужно заявить, что Диамандис — глава и основатель корпорации Zero Gravity, которая организовывает полёты туристов по баллистической траектории (пара секунд невесомости) на намерено оборудованных транспортных самолётах космических агентств, а ещё — один из основателей компании Space Adventures, стоящей за всеми тремя полётами космических туристов на МКС (третий, кстати, начался только что).

Возможно высказать предположение, что аппараты лиги Rocket Racing кроме этого устремятся за границу воздуха. Но тут план другой.

Пара самолётов должны лететь на относительно низкой высоте по замкнутому маршруту, наподобие кольцевых автогонок либо воздушных гонок на поршневых самолётах, каковые проводятся в тех же США где-то с 1930-х годов и сейчас.

Не считая скорости соперники в новом соревновании будут, само собой разумеется, бороться и за самые высокие «прыжки», другими словами — за самый большой динамический потолок.

Проверка двигателя EZ Rocket перед очередным полётом (фото с сайта rocketracingleague.com).

Не смотря на то, что в данной номинации они чуть ли догонят участников X PRIZE CUP. Но зрелищность будет обеспечена на высоте, во всех смыслах.

При трансляции гонок будут использовать самые передовые разработки в телевидении, да и зрителям на месте будет на что посмотреть.

Мчащиеся по воздушной автостраде ракетные самолёты будут разделять промежутки (по ширине между «дорожками») в десятки метров (меньше запрещено по соображениям безопасности). От почвы самолёты будет отделять пара сотен метров (1,5 километра — максимум).

Кстати, в рамках первого X PRIZE CUP собственный ракетный самолёт продемонстрирует компания Xcor Aerospace.

Её EZ Rocket — чуть ли не единственный, сейчас, пилотируемый ракетный самолёт, находящийся в эксплуатации.

EZ Rocket питается изопропиловым спиртом и жидким кислородом. Он оснащён двумя двигателями, расположенными в хвосте фюзеляжа, один над вторым.

Их суммарная тяга — 363 килограмма.

Гонки ракетных самолётов подкинут зрителя до потолка

EZ Rocket в действии.

Подвесной бак несёт спирт, внутренний – жидкий кислород (фотографии с сайта xcor.com).

EZ Rocket – лёгкий дозвуковой самолёт, и чуть ли про него возможно заявить, что он способен на высокие, суборбитальные прыжки. Его по большому счету ни при каких обстоятельствах не испытывали на потолок, а поднимали только на несколько километров над почвой.

Более того — это не такая уж и новая конструкция — первые испытательные полёты EZ Rocket состоялись ещё в январе 2001 года, а последний раз данный ракетоплан блистал перед широкой публикой на одном из авиашоу в Висконсине в 2002 году.

Причём, вот ирония судьбы, тогда он рекламировал собой некую новорождённую ассоциацию гонок на экспериментальных ракетных аппаратах (Experimental Rocket Racing Association — X-Rocket), сейчас не подающую показателей судьбы.

Но эта машина — хороший полигон для обкатки разработок, каковые понадобятся в будущих суборбитальных аппаратах.

И этот самолёт обязан послужить прототипом для будущих гоночных «птиц», каковые будут соревноваться в рамках Rocket Racing League. По крайней мере, первые образцы, по всей видимости, будет строить как раз компания Xcor.

EZ Rocket путешествует на очередную выставку.

Приблизительно так и будет смотреться X-Racer (фото с сайта xcor.com).

Действительно, спецификация самолётов для нового соревнования (названных X-Racer) предусматривает двигатель с тягой 680 килограммов, горючее — керосин (плюс жидкий кислород в качестве окислителя), а не несколько спирт-кислород, как у EZ Rocket.

Помимо этого, первые образцы X-Racer (модель Mark-1) будут иметь безлюдный вес в 453 килограмма и должны брать на борт такое же суммарное количество окислителя и топлива.

Расчётная большая скорость Mark-1 — 515 км/ч — очень сильно уступает кроме того рекордам для винтовых самолётов с поршневыми моторами. Но так как это лишь начало.

Диамандис говорит, что новая гонка навеяна соревнованием из первого эпизода «Star Wars».

Да, никакой антигравитации тут не будет. Но будет шумно и радостно.

По крайней мере, уровень звука от EZ Rocket достигает 128 децибелов на расстоянии 10 метров. Да и его ракетный выброс на большой тяге — кроме этого воображает броское зрелище.

Диагональ телевизора, как не посадить зрение. Опека антеннщика


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: