Госдума одобрила запрет на исследование российской телеаудитории иностранными компаниями
Документ, внесенный в государственную думу в первых числах Июня депутатом от ЛДПР Андреем Луговым, дополняет закон «О СМИ» главой «Изучения количества зрителей каналов (телепрограмм, телепередач)», и вводит понятие телеизмерений. Создатель законопроекта считает, что информацию о числе телезрителей способны оказывать влияние на формирование публичного мнения.
Норма законодательства предусматривает, что компаниям, трудящимся в области телеметрии, нужно иметь соответствующую лицензию Роскомнадзора, взять которую смогут только те компании, в которых часть чужестранцев в уставном капитале не превышает 20%. Такие меры обусловлены «в достоверности обеспечения и целях прозрачности данных».
К 1 января 2017 года Роскомнадзору предстоит подготовить критерии для отбора компаний и их количество, которым в итоге дадут работать в Российской Федерации. Помимо этого, ведомство наделят правом лишать организации аккредитации на проведение измерений.
Прежде всего новое законодательство скажется на компании TNS, входящей в группу Kantar английского коммуникационного холдинга WPP и считающейся фаворитом телеизмерений в Российской Федерации.
«В собственной работе в каждой стране мы руководствуемся нормами локального законодательства. В скором будущем мы оценим, как в будущем выстроить работу компании в рамках принятого закона», — прокомментировал инициативу Государственной думы CEO Kantar Эрик Салама.?
В целом новое положение закона «О СМИ» стало продолжением документа, ограничивающего долю участия чужестранцев в российских медиа. Норма получила юридическую силу 1 января 2016 года.
Заняться реструктуризацией компаний было нужно таким холдингам, как Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Conde Nast и CTC Media. Со многими компаниями еще в 2015 году Роскомнадзор проводил консультации со СМИ для понимания обновленного правового поля.
Будут ли подобные меры использоваться довольно TNS, не сообщается.
Один из собеседников «Газеты.Ru» на рынке выразил уверенность, что компания придумает методы для продолжения деятельности в Российской Федерации, так же как это сделали зарубежные обладатели телеканалов и журналов.
Необходимо подчеркнуть, что на данный момент на русском рынке отечественного соперника у TNS в изучении телеаудитории нет. Так, в распоряжении TNS в 5,4 тыс. домохозяйств в 77 городах имеются пиплметры — особые устройства, каковые подсоединяются к телевизору.
Они фиксируют, что и в то время, когда наблюдали в семье по телевизору.
Незадолго до принятия законопроекта Общероссийский центр изучения публичного мнения (ВЦИОМ) зарегистрировал компанию «ВЦИОМ Медиа» для подсчета телевизионной аудитории.
Глава фонда Константин Абрамов сказал, что перед организацией стоит задача стать фаворитом исследовательского рынка в Российской Федерации.
Генеральным директором «ВЦИОМ Медиа» стал Алексей Малинин, трудившийся в 2010–2012 годах в Минкомсвязи. В 2013–2014 годах он был советником генерального директора «Газпром-медиа» Михаила Лесина и по апрель 2015 года входил в совет директоров «НТВ Плюс».
В компании не смогли оперативно дать комментарий «Газете.Ru».
Представитель компании Vi (занимается размещением рекламы на телевидении) Антон Чаркин от комментариев по поводу инициативы парламентариев воздержался, но подчернул, что хорошим моментом принятия закона стали его сроки вступления в силу.
Первоначально предполагалось, что зарубежные компании не смогут вести измерения русском телеаудитории уже с 1 января 2017 года. Поправки устанавливают в качестве срока вступления документа в силу 1 сентября 2017 года.
Попытка создать альтернативу измерителю TNS предпринималась и ранее. В 2014 году созданное Первым каналом, ВГТРК и «Газпром-медиа» некоммерческое партнерство «Индустриальный комитет по телеизмерениям» (ИКТ) пробовало совершить тендер по выбору измерителя телевизионной аудитории в 2017–2026 годах, но бесполезно.
Заявки на тендер поступили от восьми компаний: кроме TNS Russia измерением русском телеаудитории интересовались наибольшие на мировом уровне компании GfK и Nielsen, французская Ipsos и болгарский GARB.
Из русских измерителей были взяты заявки от ВЦИОМ, холдинга «Ромир» и «Автоматические радиоэлектронные совокупности». По окончании нескольких переносов сроков объявления победителя тендер был отменен.
Необходимость в новом, более правильном измерителе появилась из-за несогласия некоторых каналов с методикой компании. TNS проводит подсчеты лишь по городам с населением от 100 тыс. человек.
Представители отрасли отмечали, что подобная методика не учитывает около 30% аудитории.
Закон кроме этого поддержали ВГТРК, Первый канал, «СТС Национальная» Медиа «и Медиа Несколько» (Первый канал, «5 канал», РЕН-ТВ).