Иглой и смолой

Иглой и смолой

«Сшивнушки» — маленькие лодки, каковые делают парни на «Пионерской верфи» города Астрахани по прекрасно отработанной тут технологии. Фундаментальный принцип ее содержится в обтягивании каркаса стеклотканью с последующей пропиткой эпоксидной смолой, которая, затвердевая, образует прочную оболочку.

Сам по себе он само собой разумеется, ненов. Но имеет изюминке, разрешающие существенно упростить постройку.

Сперва всецело подготовляется каркас лодки, продольные ребра — из древесных реек расчетной толщины. Расстояния между соседними стрингерами на очень сильно гнутых поверхностях не должны быть больше 100 мм.

Так, при громадных погибах, к примеру, в двух направлениях рекомендуется ставить дополнительные ребра — узкие рейки: они уменьшат провисание ткани. Возможно кроме этого туго обтягивать каркас капроновой нитью (поперек) с промежутком не более 50 мм.

Все подробности лодки, каковые в ходе работы будут соприкасаться со стеклотканью, должны быть прекрасно зачищены крупнозернистой наждачной бумагой.

Технические управления требуют перед оклейкой отжигать ткань при 200—250° (в большинстве случаев это делается паяльной лампой) либо отмывать от замасливающих веществ в ацетоне.

Но для отечественных работ, как показывает практика, не редкость достаточно прекрасно прогреть ее в духовке газовой плиты, дабы испарить влагу и «выжарить» масла.

Раскраивать стеклоткань «сшивнушки» нужно так, дабы с краев оставалось около 100 мм припуска.

В случае если ширина ткани недостаточна, ее сшивают внахлест, с перекрытием в 20—30 мм. Наложенная на каркас ткань натягивается от киля к бортам, а после этого на протяжении корпуса и закрепляется узкими гвоздями, но так, дабы не изменять формы естественного натяжения ткани. «Набеги» возможно вырезать так же, укладывая края внахлест и сшивая их.

Они будут образовываться по большей части в носовой части — на обводах: отечественные лодки спроектированы так, что имеют спрямленные ровные транцы и корпуса. Оставшиеся по бортам припуски заворачиваются внатяг за транцевый шпангоут и привальные брусья и пришиваются капроновыми нитками.

Затем готовый к пропитке корпус ставится на киль и еще раз проверяется уровень качества морщин: и обтяжки складок не должно быть.

Нужно подчернуть, что корпус отечественной лодки имеет предельно несложную конструкцию.

Комплект дна, к примеру, состоит только из киля и пары продольных ребер, переходящих в скуловые стрингеры. Поперечный комплект — из двух рамных шпангоутов в передней части и транцевого, являющегося одновременно и обвязкой транцевой доски, — из фанеры.

Киль спереди переходит в форштевень, связанный карленгсом с первым шпангоутом. Поверх идут привальные брусья. Все проклеено между собой той же эпоксидкой.

Рис. 1. Каркас лодки.

Рис. 2. Закрепление ткани на каркасе.

Пропитка стеклоткани смолой приводится простым методом.

Но возможно советовать додавать предельное число отверждающих компонентов, дабы более доброкачественно происходило отверждение, и пара расширить дозу пластификатора — для уменьшения текучести связующего, в особенности на бортах. Сушку нужно вести при температуре 25—30°, а лодка обязана находиться на «ровном киле».

Нужно выклеивать все слои, для получения заданной толщины без долгих перерывов. В противном случае нужно будет зачищать прошлый слой.

В случае если имеется опыт пользования смолами, то возможно обтягивать корпус в один момент двумя-тремя слоями, но нужно быть внимательным в работе, в особенности опасаясь образования пузырей.

При изготовлении таким способом маленьких судомоделей в большинстве случаев накладывается один, максимум два слоя стеклоткани. «Сшивнушки» мы обтягиваем четырьмя слоями толщиной по 0,3—0,4 мм.

Этого достаточно, чтобы получить прочную эластичную оболочку.

Рис. 3. «Сшивка» капроновыми нитками.

Рис. 4. Лодка по окончании обтягивания готова к пропитке.

Эксплуатация лодок в течение нескольких лет продемонстрировала, что они мало изнашиваются, возможности проколов очень ограничены, а вдруг это и происходит, то ремонт их очень несложен. Хочется лишь еще раз предотвратить о необходимости выполнять все правила безопасности при работе с эпоксидной смолой.

В. ПЬЯНКОВ, инженер, г. Астрахань

3 CUTE DIYs That Help Against Anxiety Back To School Stress!! DIY Room Decor, Needlefelt, Resin


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: