Икебана: философия в цветах
Слово «икебана» переводится с японского как «цветок в композиции», что обычно ведет к ошибочному точке зрения, что мастерство икебана — полностью подобно искусству Европы аранжировки букетов. Но европейские букеты несут по большей части эстетическую нагрузку, и только в редких случаях — информационную (в то время, когда употребляется так называемый «язык цветов»).
Икебана — это прежде всего философия, в каждом букете заложена определенная символика, и информационная нагрузка еще более необходима, чем эстетическая составляющая.
Первоначально мастерство составления букетов пребывало только в ведении мужчин, причем — монахов. В седьмом веке букеты являлись подношением всевышним, как раз так появился классический стиль рикка — аранжировка храмовых букетов.
Неспешно икебана распространилась за монастырские стенки, начали формироваться каноны составления цветочных композиций, каковые были призваны служить для медитации и созерцания.
С одной стороны, за прошедшие столетия икебана, казалось, освободилась от религиозного подтекста, и стала только одной из областей декоративного мастерства. Но иначе икебана прочно связана с живописью и архитектурой, поэзией и каллиграфией — а на эти области эстетика дзэн-буддизма оказывает сильнейшее влияние.
И современная икебана имеет определенную религиозно-философскую окраску, не обращая внимания на то, что ею занимаются уже отнюдь не в монастырях, а также не обращая внимания на широкое распространение за пределами Японии.
Развитие аранжировки храмовых монументальных букетов (стиль рикка) до частных аранжировок, каковые были предназначены для простых жилых помещений в качестве объектов эстетического удовольствия, стало причиной появлению тенденции к упрощению стиля икебана. Показались нагаирэ — букеты для чайных церемоний, сэйка — стиль периода Эдо.
Икебана стала приобретать не просто религиозно-философское, но этическое значение.
Икебана — это необычный путь приобщения к культуре в самом широком смысле, это — инструмент для обучения человека. Умение не только видеть, но и осознавать красоту, как открытую и явную, так и скрытую (обратите внимание на изогнутые, сухие ветви, участвующие в композициях — они некрасивы, в случае если разглядывать их сами по себе, но привносят в композицию романтическую красоту) — это путь становления художественного вкуса, этических и гуманистических традиций.
Необходимой частью образования и воспитания японских дам являлись икебана и каллиграфия. Да и то, и второе формировало высокую эстетику, а в этом в Японии видят залог искренней нравственности дамы.
Нравственность и эстетика являются необходимыми национальными составляющими Японии, и как раз исходя из этого икебана столь высоко ценится. Икебана — это средство эмоций и выражения чувств.
Считается, что на протяжении составления композиции человек погружается в глубины собственного «я», и так все, таящееся внутри, выходит на поверхность. Особенно значимыми считаются композиции, в которых достаточно очень сильно проявляется импровизация — действительно, она не должна выходить за рамки общепринятого канона.
Этот момент — погружение во внутренний мир на протяжении составления композиции — разрешает во многих случаях применять мастерство икебана для психотерапевтической реабилитации. То, что делают психологи, шепетильно осуществляя контроль состояние больного, извлекая на поверхность источник неприятностей чтобы с ним возможно было бороться, еще с громадным успехом делает икебана.
Причем, «икебанотерапия» значительно более щадяща, чем классическая психотерапия, и приносит не только душевное успокоение при разрешении психотерапевтической неприятности, но и чистую эстетическую эйфорию.
Икебана требует сосредоточенности и тишины. Составитель композиции не просто погружается в глубины собственного «я», он обязан чувствовать собственную неразрывную сообщение с природой, с материалами, составляющими композицию, будь то цветок, побег, сухая ветвь либо кроме того ваза.
Икебана, не считая всего другого, это еще и природы и единение человека, окружающего и человека мира.
Правила мастерства икебана строго определяют структуру каждой композиции. Необходимым считается наличие трех элементов: Неба (знак космоса и природы), Почвы (знак мирского), Человек.
Высокие ветви композиции — это Небо, более маленькие, составляющие около 2/3 длины от первых, — это Человек, а самые маленькие (около 1/3 длины от высоких) — Почва. Икебана есть отражением взаимоотношений между тремя элементами.
Практически икебана — это попытка создания идеальной гармонии. Считается, что трехсторонний порядок рождает рвение к совершенству.
Само собой разумеется, совершенное совершенство недостижимо, идеальные отношения между небом, землёй и человеком — мечта о мире, в котором все гармонично, нет ни ссор, ни войн, а только чистая эйфория. Но кроме того при всей недостижимости идеала, икебана разрешает грезить, любая композиция — это еще один шажок, что делается по дороге к мечте.
Мастер икебаны Тешигахара, что есть создателем школы Согетцу, говорит, что «икебана возможно создана из любых материалов, в любом месте, любым человеком». Но он додаёт, что в мастерстве икебана должны находиться: душа, спокойствие и философия.
София ВАРГАН