Японский парусник готов уплыть на венеру

Его наименование – это сокращение, и дань памяти легендарному греческому храбрецу, вставшему к Солнцу. «Но в отличие от мифического Икара IKAROS не упадёт», — торопится заверить представитель японского космического агентства Юити Цуда (Yuichi Tsuda). Хочется верить, поскольку перед нами – первый солнечный парусник, вознамерившийся улететь на большом растоянии от Почвы.

18 мая 2010 года в 01:44 по Москве из космического центра Танегасима (Tanegashima) обязан отправиться в путь японский солнечный парусник IKAROS. В имени – сокращение: Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun.

Перед нами межпланетный аппарат-кайт, ускоряемый солнечной радиацией.

На околоземную орбиту парусник будет выведен как сопутствующая нагрузка. Основной же подопечный, которого в тот запуск поднимет в небо ракета-носитель H-IIA, — межпланетная станция AKATSUKI (она же PLANET-C).

Японский парусник готов уплыть на венеру

Японский аппарат AKATSUKI обязан выйти на эллиптическую орбиту около Утренней звезды с высотами от 300 до 80 тысяч километров.

Таковой широкий разброс разрешит зонду изучить все нюансы погодной кухни Венеры в различном масштабе (иллюстрации Akihiro Ikeshita/JAXA).

Этот 640-килограммовый аппарат (добрая половина из этого количества — горючее) рекомендован для изучения Венеры. На его борту — множество разных антенн и камер.

Они должны оказать помощь AKATSUKI добыть новые сведения об воздухе отечественной тёплой соседки, о её молниях и вулканах, плавающих на различных высотах тучах.

IKAROS, что полетит также ко второй планете, лишь самостоятельно, оборудован кое-какими датчиками. Но его задача — первое широкомасштабное опробование экзотической до тех пор пока ещё технологии в дальнем космосе.

На постройку и разработку аппарата IKAROS, продемонстрированного тут в развёрнутом виде, японцы израсходовали $53,2 миллиона (иллюстрация JAXA).

Напомним, солнечные паруса, созданные для работы как раз в таковой роли (а не как отражатели для освещения Почвы) первыми запустили в космос как раз японцы. Случилось это в 2004 году.

В тот раз сверхтонкие плёнки опоздали поменять собственную скорость под действием света: на протяжении опыта был проверен лишь механизм развёртывания серебристого полотна. Сейчас же успешное прохождение этапа раскрытия паруса — только цель-минимум для полёта IKAROS (и это будут первые семь дней миссии).

Основная же мечта создателей аппарата — демонстрация значительных изменений и маневрирования орбиты при помощи солнечного паруса на протяжении его полёта к Венере. На эту фазу опробований отводится шесть месяцев.

В случае если всё отправится по замыслу, японский парусник опередит громадной американский проект.

Этапы миссии IKAROS (иллюстрация JAXA).

Парус IKAROS является квадратом со сторонами чуть больше 14 метров. Создан он из полимидной плёнки толщиной всего 7,5 микрометра. В нескольких местах к данной мембране добавлены ультратонкие (25 микрометров) солнечные батареи.

Они будут питать разные устройства парусника, а также расположенные на парусе же сенсоры — счётчики ударов космической пыли.

Развёртывание японского паруса будет проходить в два этапа. На первом аппарат отделится от ракеты-носителя, медлительно вращаясь около собственной оси (5 оборотов в 60 секунд).

По окончании того как парусник займёт нужную позицию по отношению к Солнцу, его вращение нарастят до 20 оборотов в 60 секунд.

Замки высвободят четыре грузика, укреплённые на четырёх финишах полотна. Они вытянут в стороны «усы» — части сложенного паруса.

На втором этапе откроются другие фиксаторы и начнётся расправление полимерной плёнки. Эту главную часть преображения солнечной яхты японцы именуют динамической (первую же — статической), не смотря на то, что и в том и другом случае межпланетный зонд будет вращаться.

В развёрнутый парус начнут ударять солнечные лучи. Изменяя угол между ними и плоскостью плёнки, инженеры вынудят аппарат двигаться в нужном направлении.

Фазы раскрытия солнечного паруса IKAROS (иллюстрация JAXA).

IKAROS — это первый солнечный парусник, что выйдет за пределы околоземной орбиты. Он же — первый, что совместит двигательные возможности космического паруса с его же ролью солнечной батареи.

«Наличие электричества разрешит нам перемещаться по Солнечной совокупности всё дальше и более действенно», — пояснил Цуда. И вправду, в ближайших замыслах JAXA значится куда более внушительный проект.

Схема межпланетного зонда IKAROS (иллюстрация JAXA).

Следующий японский солнечный парусник будет воображать собой «цветок» диаметром 50 метров. И таковой большой аппарат инженеры из Страны восходящего солнца ещё именуют «средним», недвусмысленно намекая на масштабы развития всей программы и рост размеров японских солнечных парусов.

Занимательной изюминкой данной второй автомобили будут интегрированные ионные двигатели, каковые окажут помощь солнечному паруснику маневрировать на пути к месту назначения и конкретно около него. А цель данного космического аппарата куда более далёкая, нежели Венера: это Троянские астероиды и юпитер (Jupiter Trojans).

Дату старта «цветка» японцы до тех пор пока именуют лишь примерно: вторая добрая половина 2010 года. Окончательное же ответ о запуске огромного наследника аппарата IKAROS будет принято в зависимости от удач венерианской миссии.

Полёт солнечного парусника к троянцам может стать одним из самых любопытных космических проектов Японии.

Кстати, эти астероиды, – не в полной мере астероиды (иллюстрация JAXA).

Тёплая ПЛАНЕТА ВЕНЕРА. Необычные факты


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: