Электро-балалайка
Мы в далеком прошлом уже привыкли к приставке «электро» в современной музыкальной терминологии. Показались такие заглавия, как электрогитара, электроорган а также ансамбль электромузыкальных инструментов.
Многие инструменты обретают более богатые оттенки звучания, в то время, когда в дуэте с ними выступает электроника. Стороной обходит она до тех пор пока только народные инструменты. Играется тут роль, по всей видимости, опасение нарушить чистоту уже сложившихся звучаний.
Но это далеко не так. Кроме того таковой нехитрый инструмент, как балалайка, сможет получить громадную ясность, стать настоящим солистом оркестра народных инструментов, в случае если ее снабдить звукоснимателем.
Сегодняшняя публикация посвящена одному из вариантов «электрификации» балалайки.
Инструмент, о котором отправится обращение, изготовлен на базе простой балалайки с длиной мензуры (расстояние от верхнего порожка до подставки) 438 мм (± 5 мм) и полной высотой подставки 13 мм (рис. 1).
Неотъемлемая часть электробалалайки — звукосниматель (рис. 2).
От качества его изготовления сильно зависит работа инструмента. Сердечник адаптера составлен из нескольких постоянных магнитов от электродвигателей для игрушек. Магниты обтачивают на наждачном круге.
Их возможно изготовить из напильника либо магнитного кольца ионной ловушки кинескопов прошлых выпусков.
Напильник отпускают, обрабатывают на абразивном круге до нужных размеров, закаливают и, наконец, намагничивают.
Во втором случае кольцо через картонные прокладки раздавливают в тисках, а осколки обтачивают на абразивном круге. Разбивать кольцо молотком не нужно: понижается намагниченность металла.
Сердечник прикрепляют к основанию клеем БФ-2 либо нитроклеем (отдельные части составного магнита должны соприкасаться между собой разноименными полюсами).
Основание звукоснимателя (рис. 3) произведено из мягкой стали толщиной 1 мм.
Обмотку наматывают на оправке — древесном бруске высотой 10—15 мм. ширина и Длина его соответствуют размерам сердечника.
Рис. 1. Электробалалайка:
1 — звукосниматель, 2 — фальшпанель, 3 — декоративный колпачок.
Рис. 2. Звукосниматель:
1 — экранированный провод, 2 — магнит, 3 — обмотка, 4 — основание.
Рис.
3. Основание звукоснимателя.
Предварительно брусок покрывают слоем узкой бумаги, а после этого наматывают проводом ПЭВ либо ПЭЛ 0,2—0,5 предельное число витков (в пределах габаритов адаптера).
После этого обмотку бережно снимают с бруска и изолируют слоем узкой бумаги либо лакоткани, заблаговременно сделав два вывода длиной около 20 мм.
Крышка звукоснимателя (рис.
4) изготовлена из бронзы толщиной 0,3—0,5 мм. Места стыков боковых стенок пропаяны.
Крышка хорошо надевается на основание звукоснимателя.
Фальшпанель (рис. 5) вероятно изготовить из самых разнообразных материалов, имеющихся под рукой, к примеру, из оргстекла, дюралюминия, узкой фанеры, полистирола либо цветного целлулоида.
Разработка изготовления такова. На листовую заготовку переводят через копировальную бумагу чертеж, контуры обводят карандашом и по ним выпиливают лобзиком. Эту операцию делают не торопясь: полотно при стремительных перемещениях нагревается и вплавляется в заготовку.
Края фальшпанели обрабатывают напильником с небольшой насечкой либо наждачной бумагой. После этого сверлят отверстия под шурупы и для декоративного колпачка (рис. 6) и полируют пастой ГОИ, растворенной в керосине до сметанообразной массы.
Декоративный колпачок выточен из бронзы, отполирован и отхромирован. В него вставляют гнездо, к которому подсоединяют экранированный провод от звукоснимателя. Оплетку подпаивают к колпачку.
Рис. 4. Крышка.
Рис. 5. Фальшпанель.
Рис. 6. Декоративный колпачок.
Хромируют кроме этого шурупы, которыми фальшпанель приворачивают к деке, и крышку звукоснимателя.
Звукосниматель устанавливают, отступя 22 мм от подставки. Расстояния до 12-го лада от подставки и от верхнего порожка должны быть однообразными.
После этого контролируют, не задевают ли струны за звукосниматель, в то время, когда их прижимают к грифу на предпоследнем ладу. В другом случае под подставку необходимо проложить слой картона требуемой толщины.
К усилителю низкой частоты инструмент подключают экранированным проводом через разъем на микрофонный вход. В случае если чувствительность УНЧ недостаточная, необходимо собрать предварительный усилитель, к примеру, по схеме, размещённой в «М-К» № 9, 1977 г., с. 42.
Ю. ШУРЧКОВ