Кадры готовить нельзя смириться. где поставить запятую?
Сейчас участились нарекания начальников сельскохозяйственных фирм и HR менеджеров на уровень качества молодых экспертов. Главные замечания касаются умения трудиться с новой техникой и знания специфики новейших технологий.
Особенно остро стоит неприятность квалифицированных экспертов со средним особым образованием. Недостаток других специалистов и квалифицированных рабочих, производимых колледжами и ПТУ, назрел в далеком прошлом.
Средний возраст рабочего уже приближается к 50 годам. Причем неприятность эта коснулась не только АПК, но и, без преувеличения, всех отраслей экономики России.
Дело дошло до того, что выпускники Институтов идут трудиться на тракторах и современных комбайнах — так мало людей, готовых обслуживать сложные механизмы. Обстоятельство кроме того не в заработной плате.
Не секрет, что умелым рабочим предлагают зарплаты выше, чем инженерам, а 60-80% вакансий на рынке труда составляют вакансии по рабочим профессиям. Действительно, это пока не дошло до сельского хозяйства.
Тут проблему решают частично за счет найма неквалифицированных рабочих, где вероятно их применение, частично за счет обучения на местах.
В чем обстоятельство для того чтобы нежелания идти в сельское хозяйство кроме того тех, кто появился в сельской местности? Первая и основная обстоятельство очевидна — доходы, несоизмеримые с элементарными потребностями и ценами человека.
Вторая обстоятельство — упавший престиж сельского труда, что ни при каких обстоятельствах не бывал особенно высоким. И, само собой, отсутствие приемлемых условий судьбы в деревне и маленьких провинциальных городах.
Директор МОСК (Столичного областного сельскохозяйственного колледжа) Владимир Нерсесян перечислил все эти неприятности: «Человеку нужна, в первую очередь, достойная оплата труда, нормальная организация и комфортные условия труда, и возможность опытного роста. И тогда человек отправится в сельское хозяйство.
Сейчас у нас нет ни постоянной заработной плата (отдельные примеры картины не меняют), ни нормированного организованного труда. Само собой разумеется, людям это не нравится».
Значительно чаще не устраивает людей инфраструктура села, правильнее, ее полное отсутствие. Закрытие сельских школ заставляет немногие оставшиеся юные семьи переезжать ближе к цивилизации и отталкивает тех, кто желал бы приехать.
По данным депутата Госдумы Олега Смолина за последние три года закрыто 2 тыс. сельских школ. Это при том, что уровень качества преподавания в них и без того низкое.
Чтобы получить медпомощь, иногда, необходимо ехать за десятки километров. Не будем упоминать о таких «мелочах», как объекты и магазины культуры.
Высококвалифицированные эксперты, которых приглашают на зарплаты кроме того до 120 тыс. руб., довольно часто отказываются переезжать, по причине того, что, не считая денег, современному молодому человеку еще необходимы хорошие условия для жизни.
Как видят проблему агрономы успешных хозяйств, которым приходится сталкиваться с наймом новых сотрудников?
Эксперты агрокомбината «Столичный» и агрофирмы «Белая дача», к примеру, говорят о не сильный моральной подготовке молодых кадров. Общеизвестно, что работа в сельском хозяйстве весьма тяжела. Многие просто не выдерживают и увольняются.
Выпускники высших учебных заведений в большинстве случаев сначала нанимаются на более простые должности, исходя из этого их также возможно разглядывать как рабочие руки. Как растолковывают начальники хозяйств, выпускников запрещено сходу поставить на важные места, они должны сперва разобраться в специфике работы организации и взять практические навыки.
А их, по словам отечественных собеседников, именно и не достаточно. По неспециализированному точке зрения, юные эксперты не могут трудиться с людьми, а уж тем более руководить ими.
Выпускники Институтов часто отказываются делать малоквалифицированную работу. Кое-какие агрономы, с которыми нам удалось поболтать, считают, что город в каком-то смысле «развращает» сельских обитателей, а большая часть аграрных Институтов находятся в городах.
Люди привыкают к муниципальным удобствам и уже не возвращаются к себе. Так, учебные заведения, каковые, казалось бы, призваны закреплять парней на земле, лишь выкачивают их в мегаполисы.
По словам подмосковных агрономов, муниципальным обитателям, даже если они честно желают взять аграрное образование, весьма сложно трудиться по профессии. Не считая знаний, еще крайне важно иметь менталитет фермера и привычку жить далеко от цивилизации.
Обстановка патовая: дабы поднять АПК, необходимы эксперты, в особенности с начальным и средним опытным образованием, но они не отправятся трудиться, пока отрасль не предложит им хорошие условия. Получается, что неприятность в самой отрасли:
«Чтобы победить кадровый голод нужно реорганизовывать сельское хозяйство», — вычисляет В. Нерсесян. За примером ходить далеко не нужно.
Хозяйства не привыкли заботиться кроме того о здоровье собственных работников. Один из агрономов, занимающийся выращиванием цветов в теплицах, поведал о передовых разработках собственной компании.
Из оборудования в теплицах не было лишь одной подробности, обычной для таких фирм развитых государств: особых тепличных столов. На вопрос из-за чего, отечественный собеседник ответил предельно честно.
Оказалось, что в Российской Федерации нет закона, обязывающего работодателя вкладывать деньги в здоровье собственных работников, к тому же такие столы стоят недешево. «Легко отечественные рабочие будут с горбами», — радостно поделился агроном.
Не дождавшись экспертов от страны, хозяйства сами стали обучать кадры. Кто-то успел разочароваться в таком подходе, вторым же это удалось, и показались направления увеличения квалификации на базе успешных фирм, где молодых экспертов стремятся, в первую очередь, научить трудиться со сложной современной техникой.
В. Нерсесян не отрицает таких новшеств: «В целом это обычная практика. Нереально в Институте либо колледже изучить специфику работы на технике всех компаний.
В Институте должны давать неспециализированные подходы, колледжи не смогут обучать на технике лишь одной компании. Конкретные производители кроме этого не весьма желают делиться своим опытом – это их секреты.
Второй вопрос, что сейчас мы учим ветхим разработкам, на ветхой технике, по стандартам 30-х годов».
О ветхой технике много говорили и на слушаниях в парламенте Комитета Госдумы по образованию этим летом на тему: «Начальное и среднее профобразование в Российской Федерации: перспективы и законодательное регулирование».
Кое-какие выступавшие жаловались на то, что ремонт в строениях сельскохозяйственных ПТУ и техникумов не проводился с 70-х годов прошлого века. Госслужащие сами признавали: в таких условиях научить хорошего эксперта фактически нереально.
Исходя из этого выступавшие упоминали об участии работодателей в ходе обучения. Так что данный опыт взял признание и в национальных структурах, что разрешит развиваться совокупности внутрифирменной подготовки.
К преподаванию подключились кроме этого производители техники. Они переобучают трактористов, машинистов и комбайнёров сельскохозяйственной техники.
Получается выгодно для всех: компании приобретают экспертов, привыкшие к их товарам, а те, со своей стороны, недорогое, время от времени кроме того бесплатное, качественное обслуживание и образование автомобилей.
В совокупности аграрного образования, без сомнений, имеются важные недостатки. Дело не только в бюджете, выделяемом на эту сферу: «Если бы кроме того государство у нас стало в сто раз богаче, и в сто раза больше денег выделяло на содержание учебных заведений, мы все равно не в состоянии были бы поддерживать современный актуальный уровень технического оснащения», — утверждает В. Нерсесян.
Как же выходят из положения колледжи? Многим удается договориться с производителями техники и приобретать ежегодно последние модели. Так, с одной стороны, экономятся средства, с другой, студентам дается возможность освоить самое продвинутое оборудование.
Что касается обновления учебного парка на деньги страны, то тут положение безнадежно. В. Нерсесян напомнил по этому поводу, что у нас по закону техника обязана минимум семь лет трудиться до списания.
Это указывает, что она устаревает, даже в том случае, если средства выделяются своевременно. А начальники региональных ПТУ, если доверять выступавшим на слушаниях в парламенте, по большому счету денег на эти цели не видят.
Директора успешных фирм АПК, привычные с европейским опытом, приводят как эталон качества дуальную совокупность преподавания. Суть ее в том, что основной акцент делается на практику.
Скажем, два дня в неделю у обучающихся теоретическая часть, а три дня — практика. Хвалит ее и директор МОСК:
— По данной совокупности преподают немцы. Я сам несколько год изучал данный опыт вместе с делегацией минтруда области.
Обязан заявить, что это огромная экономия, поддержание актуального уровня знаний. Но у нас документами об организации учебного процесса, к сожалению, этого не предусмотрено.
Такое вероятно лишь в виде опыта.
К тому же имеется определенные организационные сложности. В Германии вопросом учебных заведений и взаимодействия предприятий по этому вопросу занимаются торгово-промышленные палаты.
У нас за это отвечает сам директор либо ректор. Другими словами они сами вынуждены убеждать предприятия разрешить проходить практику студентам.
Кое-какие начальники хозяйств и колледжей вычисляют, необходимо создать соответствующую законодательную базу и регулировать это так же, как в Германии. Но вместо этого длятся нескончаемые беседы о приоритетном проекте АПК и образования, в то время, как и то и другое находится в тяжёлом положении.
Какой будет совокупность образования, грубо говоря, не имеет значения, основное, дабы выпускники нашли работу. Так как это, по сути, и имеется главная цель образования — взять работу, которая нравится, и делать ее.
И нужно за это еще приобретать хорошую заработную плат, разрешающую жить, а не существовать. Тогда не придется в скором времени сокрушаться, что мы утратили АПК, как когда-то сдали позиции в других сферах и самолётостроении.
И. Дашковский, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru