Китайский аграрный кредит
неустойка и Сплошные риски
Между Китаем и Украиной назревает «зерновой» скандал. И в случае если конфликт не удастся решить методом переговоров, то в бюджете Украины нужно будет искать средства для выплаты неустойки.
Украинские граждане опять оплатят очередную аферу отечественных государственныхы служащих и их нерадивых подельников.
Одним из самых громадных достижений Министерства аграрной продовольствия и политики под управлением Николая Присяжнюка, управлявшего ведомство с 2010 года, считалось открытие для украинского зерна китайского рынка.
Вправду, в 2012 году Экспортно-импортный банк Китая подписал соглашение с правительством Украины о предоставлении кредита отечественной стране в размере 3 млрд долл. под гос гарантии для реализации проектов в АПК. Но уже сейчас китайская сторона решила судиться с Украиной из-за невыполнения аграрного договора.
УНИАН постарался разобраться в том, что пошло не так и что стало обстоятельством иска.
В декабре 2012 года национальная корпорация Экспортно-импортный банк Китая договорилась с правительством Николая Азарова о предоставлении Украине кредита в размере 3 млрд долл. под гос гарантии на реализацию проектов в агропромышленном комплексе.
Подрядчиком с Украины была выяснена Национальная продуктово-зерновая корпорация (ГПЗКУ), а со стороны кредитора – Китайская корпорация машинной индустрии и главных подрядов (ССЕС). В соответствии с заключенными договоренностями, часть кредита в размере 1,5 млрд долл. предоставлялась ГПЗКУ, которая должна была закупать на отечественном рынке зерно и кукурузу для предстоящих поставок в Китай.
Вторую половину займа украинская корпорация должна была в течение пяти лет израсходовать на импорт из КНР сельскохозяйственной техники, оборудования, средств защиты растений, удобрений, элитных семян, и строительство объектов сельскохозяйственной инфраструктуры с применением китайских комплектующих.
Подписание этого соглашения преподносилось украинскими государственный служащими как манна небесная.
Еще бы, ненасытный китайский рынок, попасть на что со своим зерном грезит любая страна-экспортер, открылся для Украины! ГПЗКУ, которая с 2010 года трудилась с убытком и фактически была неэффективным игроком на рынке, взяла средства с целью проведения форвардных и спотовых закупок зерна, благодаря чему аграрии имели возможность реализовывать собственную продукцию еще до уборки урожая, пополняя тем самым оборотный капитал.
Более того, украинская корпорация, которая в 2013/2014 маркетинговом году (МГ, июль 2013 – июнь 2014 года) в соответствии с договору была обязана поставить на китайский рынок 4 млн тысячь киллограм зерновых, исправно отчитывалась о ходе экспортных поставок.
«Не обращая внимания на непростые условия сентября, мы всецело вошли в график и делаем запланированные количества отгрузки зерна. в течении декабря корпорация собирается экспортировать на внешние рынки еще около 490 тыс. тысячь киллограм, дабы выполнить количество в 2 млн тысячь киллограм, предусмотренный кредитным и торговым соглашениями на 2013 год», — цитировала пресс-служба первого помощника председателя ГПЗКУ Роберта Бровди в первых числах Декабря прошлого года.
В общем, все якобы были радостны – 4 млн тысячь киллограм украинского зерна точно отыщут клиента, сельхозпроизводители возьмут деньги, Николай и глава Присяжнюк, не упускавший возможности похвалиться собственными достижениями в сотрудничестве с Китаем, – пиар-барыши.
А был ли иск?
Но не продолжительно музыка игралась. В начале этого года, в то время, когда стало ясно, что правительство примера 2013 года доживает последние дни, нардеп Геннадий Москаль заявил о том, что Китай через Английский интернациональный арбитражный суд (LCIA) требует от Украины возвращения 3 млрд долл. за невыполнение условий аграрного кредита.
По его данным, ГПЗКУ поставила конкретно в Китае зерно всего на 153 миллионов., а остальные средства были израсходованы на закупку зерна для продажи третьим государствам. Так, в обход договоренностей с Китаем, но на китайские деньги, согласно данным Москаля, ГПЗКУ поставила в Эфиопию зерновые на 28 миллионов., Монако – на 14 миллионов., Саудовскую Аравию – на 7 миллионов., Иран – на 24 миллионов., Кению – на 11 миллионов., Филлипины – на 1,5 миллионов., Швейцарию – на 61,9 миллионов., Египет – на 26,3 миллионов. и сирийским повстанцам – на 325 тыс. долл.
Помимо этого, Москаль объявил, что китайский оператор ССЕС, через которого ГПЗКУ обязана была поставлять зерно на рынок Китая, получила от украинской корпорации всего 180 тыс. тысячь киллограм продукции. Заявление Москаля косвенно подтвердил и сегодняшний глава правительства Арсений Яценюк.
Выступая в Парламенте Украины он сказал, что «в интернациональных судах рассматривается иск о возвращении 3 млрд долл. США, каковые были взяты под гос гарантии от КНР».
Конечно, что в ГПЗКУ опровергли данные о срыве поставок зерна в Китай. В официальном заявлении корпорация утверждала, что не получала никаких исков, а в соответствии с договоренностям с китайской стороной вправду в праве поставлять зерно как конкретно в Китай, так и в другие страны.
Любопытно, что новоназначенный глава Минагропрода Игорь Швайка кроме этого продолжительное время утверждал, что информация о конфликте с КНР из-за аграрного кредита недостоверна, а поставки зерна идут полным ходом.
«Иска нет. Имеется сложные отношения, были сложные переговоры по многим направлениям», — сообщил Швайка в первых числах Марта, отвечая на вопрос журналиста, существует ли иск с китайской стороны.
Но уже несколько дней назад глава Минагропрода таки признал, что претензии у Китая к Украине имеется и оформлены эти претензии в виде иска в арбитраж Интернациональной Ассоциации торговли кормами и зерном (GAFTA) в Лондоне. Вместе с тем он выделил, что Украина сохраняет надежду на мирное урегулирование конфликта и в скором будущем подготавливается принять китайскую делегацию.
Ненадежный партнер
Что имело возможность стать обстоятельством иска? И кто фактически истец – правительство Китая, Эксимбанк либо ССЕС?
Ни в Минагропроде, ни в ГПЗКУ, где сравнительно не так давно сменился председатель , уточнять не торопятся. Но как поведал УНИАН один из участников украинской делегации, которая вела переговоры с китайской стороной об аграрном кредите, торговое соглашение изначально было обречено на провал.
Он утвержает, что ССЕС ни в момент подписания договора, ни на сегодня не имела и не имеет квоты на поставку зерна на рынок Китая.
«Претензии заключаются в том, что зерно, первым делом, кукурузу, которое мы обязались поставить в Китае, не было поставлено по одной причине — отечественный китайский партер просто не имеет квоты на поставку кукурузы на китайский рынок. семь дней желала перекупить эти квоты у других компаний, но они их ей не реализовали», — пояснил он.
Так, ГПЗКУ, в соответствии с заключенными договоренностями, экспортировала зерно ССЕС, а та, со своей стороны, поставляла его третьи государствам, поскольку просто не имела права завозить его конкретно в Китай.
Но появляется вопрос – для чего Китай давал деньги Украине на поставку зерна компании, которой сам же не разрешает реализовывать его на внутреннем рынке?
По словам источника, ССЕС была выяснена подрядчиком с китайской стороны совсем не просто так. Этому предшествовали неоднократные поездки представителей бывшего Кабмина в Китай, на протяжении которых они искали государственныхы служащих, каковые готовься «сотрудничать» за откат.
В следствии, методом всевозможных средств отечественной «дипломатии» заинтересованным лицам удалось добиться того, что тогдашний глава правительства КНР Вэнь Цзябао, что в марте прошлого года благополучно ушел на пенсию, выяснил ССЕС подрядчиком с китайской стороны в рамках кредитного соглашения с Украиной.
В следствии, в то время, когда стало ясно, что ССЕС так и не сможет выполнить возложенные на нее обязательства, ГПЗКУ обратилась к китайской стороне прося поменять китайского оператора.
Эту просьбу поддержал и Эксимбанк.
«ГПЗКУ пробовала переподписать договора и уйти от сотрудничества с ССЕС, заменив его на COFCO – китайского национального зернотрейдера, но этого не дали сделать. Не смотря на то, что Эксимбанк самостоятельно поднимал вопрос о смене контрпартнера со своей стороны», — уверяет источник.
Он утвержает, что ГПЗКУ все-таки начала реализовывать зерно COFCO, которая и поставляла его на китайский рынок. ССЕС, со своей стороны, расценила это как нарушение кредитного соглашения и подала иск в LCIA (а не GAFTA).
«Мы реализовывали зерно COFCO.
Это — национальный китайский зернотрейдер, исходя из этого ССЕС и подало иск к ГПЗКУ. А мы, со своей стороны, подали ответный иск, по причине того, что практически не могли поставлять продукцию ССЕС.
Но это еще события октября-начала ноября прошлого года», — поведал источник.
Всего, по данным источника, на закупки зерна для Китая ГПЗКУ израсходовала около 300 миллионов.
Оставшаяся часть полуторомиллиардного транша до тех пор пока лежит на счету корпорации.
Продолжение направляться
Но на этом подводные камни китайского кредита не заканчиваются.
Масса вопросов появляется и к товарной его части на 1,5 млрд долл. В распоряжении УНИАН была копия соглашения между ССЕС и ГПЗКУ о предоставлении последней средств на приобретение китайских товаров, нужных для сельхозпроизводства.
В соответствии с документу, Эксимбанк Китая дал согласие выдать экспортный кредит на 1,5 млрд долл., каковые должны быть использованы только для экспорта ССЕС в интересах ГПЗКУ сельскохозяйственных материалов, и оборудования, совокупностей мелиорации земель и т.д. Поручителем исполнения обязательств с Украины выступило Минфин.
Эти средства должны были быть предоставлены украинской корпорации в течении 5 лет, но каждый год ГПЗКУ должна была тратить не меньше 300 миллионов. Оплату же, в соответствии с договору, осуществляла ССЕС, другими словами, Эксимбанк перечислял средства китайскому оператору, а тот самостоятельно проводил закупки товаров, список которых готовила ГПЗКУ.
В это же время, в соответствии с аналитической записке, подготовленной для Минагропрода (имеется в распоряжении УНИАН), ССЕС фактически на 40% завышала цены на произведенные в Китае технику, оборудование, средства защиты растений и т.д.
«В частных беседах представители ССЕС отмечали, что указанная обстановка с завышением стоимостей связана с необходимостью компании отдавать так именуемые финансовые откаты украинским влиятельным госслужащим, каковые принимали решение относительно привлечения китайской компании к сотрудничеству с ГПЗКУ», — сообщено в документе.
Ввиду необоснованно больших цен на китайскую продукцию, украинская корпорация до сих пор так и не воспользовалась средствами товарной части кредита, что кроме этого может стать обстоятельством конфликта либо судебной тяжбы между сторонами.
Чем закончится спор довольно аграрного кредита между Китаем и Украиной — пока не светло. Но в случае если конфликт не удастся решить методом переговоров и судебное слушание таки состоится и победит в нем ССЕС, то в украинском бюджете нужно будет искать средства для выплаты неустойки.
Так что у украинских граждан показался красивый шанс оплатить очередную аферу отечественных государственныхы служащих и их нерадивых подельников.
Источник: inosmi.ru