Космический boeing заявился на службу экономичным такси
Мало до тех пор пока узнаваемый проект чисто снаружи приводит к ощущению дежавю. В который раз мы видим коническую спускаемую капсулу и маленький цилиндрический приборный отсек. Выбор неслучаен.
Данный корабль не рекомендован для долгих полётов, но основную задачу – перевозку экипажей на МКС и обратно — обязан делать безопасно и с умеренными затратами.
NASA, возложившее на частников задачу транспортировки грузов на МКС по окончании ухода шаттлов, рассчитывает, что подобная коммерческая программа окажет помощь Америке и в рождении новых пилотируемых аппаратов, талантливых летать на околоземную орбиту.
Рассчитывает не без оснований. Четвёртого июня 2010 года ракета Falcon 9 компании SpaceX удачно совершила собственный первый полёт, выведя на орбиту Dragon Qualification Unit — прототип корабля от SpaceX.
Побывавший в космосе в виде прототипа «Дракон» может служить автоматическим грузовиком, быть может – пилотируемым аппаратом на семь космонавтов (фотографии SpaceX).
Но «Дракон», "Наверное," окажется не единственным американским пилотируемым аппаратом в «эру по окончании челноков». Всё идёт к тому, что США возьмут сходу три различные обитаемые автомобили.
И один из новичков – семиместный CST-100 от компании Boeing.
Тут необходимо заявить, что громадную роль в реализации данной выдумки играется маленькая личная компания Bigelow Aerospace, разработчик орбитального отеля Nautilus.
Как мы говорили, глава и основатель Bigelow Aerospace Роберт Бигелоу (Robert Bigelow), замахнувшись не только на околоземную гостиницу, но в возможности и на лунную, ратифицировал договор с «Боингом» о развитии космического корабля.
"Наверное," CST-100 (на рисунке) обязан пристыковываться к американскому сегменту МКС (иллюстрация Boeing).
Bigelow окажет помощь старшему товарищу в проектных и испытательных работах, держа в уме возможность рейсов CST-100 не только к МКС, но и к родному «Наутилусу».
В рамках насовской программы CCDev (Commercial Crew Development) Boeing сравнительно не так давно взяла $18 миллионов на первый этап работ по проекту.
Космический гигант и ещё последовательность подрядчиков должны уже в этом году выбрать окончательный дизайн автомобили, спроектировать и продемонстрировать в действии совокупность аварийного увода капсулы на старте, изготовить демонстратор теплового щита, испытать на стендах совокупность очистки воздуха, узлы для независимых стыковки и сближения, наконец, выстроить полноразмерный макет CST-100.
За орбитальными модулями личная компания Bigelow Aerospace собирается хорошо заняться и лунной базой, которая «не оказалась» у NASA (фото Isaac Brekken/The New York Times, Bigelow Aerospace).
И свежий проект забрал с места в карьер. Кит Рейли (Keith Reiley), менеджер программы CCDev в «Боинге», говорит: «Мы уже прошли 50-60% отечественных этапов, и все — своевременно либо досрочно».
NASA с опаской ожидает, что CST-100 в первый раз полетит в космос в 2016 году, но создатели корабля настроены оптимистичнее агентства. «Мы не показываем до тех пор пока правильные сроки, но отечественный график возможно назвать опережающим», — заявил Кит.
Летать новичок будет из Флориды. Пока не решено, какая ракета обязана поднимать боинговский космический корабль на орбиту.
Это смогут быть адаптированные для пилотируемых стартов Delta IV и Atlas V (EELV Human-rating) либо Falcon 9. Корпорация Boeing намеренно проектирует собственную капсулу так, дабы она была совместима с различными моделями носителей.
Недавний взлёт Falcon 9, кстати, и Бигелоу и Рейли единодушно квалифицируют как беспрецедентный воодушевляющий прорыв. Оба отмечают, что Falcon 9 и Dragon были созданы и выстроены с намного меньшими издержками, и стремительнее, чем в большинстве случаев.
Это, дескать, демонстрация нового стиля ведения бизнеса. Тут огромной компании имеется чему поучиться у младших собратьев.
Рейли признаёт, что Boeing в этом замысле уже много почерпнул от Bigelow Aerospace.
А сам господин Бигелоу тем временем планомерно движется к реализации собственной грезы – началу коммерческой эксплуатации орбитального отеля в 2014 году. Причём Роберт действует по принципу «не класть все яйца в одну корзину».
Эксперты различных компаний, как будто бы сговорившись, сделали вывод, что для судов нового поколения самая оптимальной будет схема «капсула-конус плюс бочка с аппаратурой».Данный вид всем знаком ещё по кораблю Apollo.
Действительно, все новые автомобили отличаются друг от друга конструктивно (это в полной мере независимые разработки), да и просто в размерах. В частности, CST-100 (на рисунке) – меньше, чем «Орион», но чуть больше, чем «Аполлон» (иллюстрация Boeing).
Нужно ли пояснять, что кроме CST-100 к «Наутилусу» теоретически возможно было бы отправлять и корабль Dragon? А ведь ещё имеется проект, неофициально именуемый «Лёгкий Орион» (Orion Lite), в котором весьма активное участие принимает всё та же Bigelow Aerospace.
Как мы знаем, по окончании скандальной отмены лунной пилотируемой программы США президент Обама, чтобы конструкторский задел совсем уж не пропадал, помиловал создававшийся в её рамках новый космический корабль, наказав тому стать несложнее, недороже и превратиться в спасательную шлюпку для МКС.
Оправившись от удара – отмены лунной программы, учёные и инженеры продолжили работу над «Орионом», пускай пара пересмотрев его начинку.Любопытно, какая ракета обязана запускать в космос данный аппарат, коль не так долго осталось ждать с Ares I было нужно распрощаться.
Это снова отечественные ветхие привычные – модифицированный для пилотируемых запусков носитель Atlas V либо всё та же «новорождённая» Falcon 9 (фото NASA).
Lockheed Martin, компания-родитель «Ориона», с удовольствием взялась за перекройку. Рецепт тут в целом схож с боинговским: отказавшись от дальних рейсов, возможно упростить совокупность жизнеобеспечения, авионику и ряд других узлов.
В следствии экипаж в версии «лайт», возможно, кроме того удастся нарастить до всё тех же семи человек. Не смотря на то, что продолжительность их нахождения на борту будет меньше, чем у «полноценного Ориона».
Запрещено с точностью угадать, какая машина из трёх будет раньше готова к полётам с людьми на борту, но подобный дубляж свидетельствует, что США уже возможно очень не волноваться по поводу ухода шаттлов.
Ну а вдруг конусы на парашютах не оправдают надежд, у Америки имеется возможность возвратиться к крылатым автомобилям: тайный мини-шаттл, удачно стартовавший в апреле 2010 года в рамках миссии США-212, на данный момент всё ещё находится на орбите.