Красивое — ножом и стамеской
Увлечение древесной скульптурой пришло ко мне уже в зрелые годы, и совсем нежданно. Как-то, будучи в командировке в г. Саранске (Мордовия), по совету тамошних сотрудников посетил местный музей скульптора Степана Эрьзи (Нефедова).
И был легко поражен его произведениями, в особенности двухметровой скульптурой головы библейского пророка Моисея, созданной из кряжа южноамериканского дерева кебрачо, с минимальной доработкой. Затем у меня, как говорится, зачесались руки…
В то время, когда одного мастера на все руки задали вопрос, может ли он играть на пианино, последовал ответ: «Не пробовал — может, и могу».
Вот так и я. Забрал в руки инструмент, что был под руками, с огромным жаждой вырезать скульптуру и уверенностью, что у меня окажется.
И оказалось. Само собой разумеется, не так, как у Эрьзи, — но образ Моисея в моей миниатюре выясняли все, кто когда-нибудь видел скульптуру кроме того на снимке.
Само собой разумеется, миниатюру эту я не ваял, не создавал, как живописец, поскольку я кроме того рисовать не могу. По образованию и специапьности я инженер-механик и полностью освоил язык техники — чертеж.
И скульптуру делал так же, как, скажем, слесарь изготавливает подробность либо модельщик — модель, другими словами с применением разметки, выборки материала из заготовки режущими инструментами и контроля размеров.
Главный особый инструмент резчика:
а — плоская стамеска (ширина полотна от 2 до 25 мм); б — нож-косяк (ширина полотна 10, 15, 22 мм); в — клюкарзы (с радиусом закругления режущей части от 4 до 24 мм; при солидном радиусе режущая часть делается шире полотна); г — стамески с фигурными режущими частями (угловая, пуансон, полукруглая)
Хорошие отзывы друзей и привычных о моей первой пробе «пера» — а правильнее, перочинного ножа и стамески — придали мне уверенности и сипы, и я продолжил опыты в собственном новом увлечении.
Инструменты сначала применял стандартные (покупные) в маленьком ассортименте: стамески и клюкарзы, нож-косяк.
Но со временем сделал и собственные — размеров и различной конфигурации режущей части, а рукоятки инструментов подогнал по собственной руке.
Самодельные инструменты довольно часто изготавливал из стандартных, предварительно подвергнув их отжигу, а по окончании изготовления — повторной закалке.
Как продемонстрировала практика, достаточное разнообразие инструмента облегчает и активизирует процесс создания скульптуры, повышает уровень качества поверхности. Для начинающих резчиков приведу список главных режущих инструментов, которыми я значительно чаще тружусь.
Ножи с длиной полотна 40, 60 мм. Косяки с шириной полотна 10, 15, 22 мм.
Стамески с шириной полотна 2, 5, 12, 18, 25 мм. Полукруглые стамески и клюкарзы (стамески с коленообразным изгибом стержня) с радиусом режущей части 4, 8, 12, 16, 24 мм.
Фигурные стамески с углами 30°, 50°, 90° и другие. Для получения контурных заготовок использую простой плотницко-столярный инструмент — пилу, топор, рубанок.
Материал же (дерево) в ранних работах применял вообще-то самый популярный из дешёвых: береза, липа, ясень. А вот его подготовке — сушке уделял особенное внимание: сперва выдерживал большое количество дней в тени на воздухе, а позже еще долго в сухом помещении — дабы заготовки не треснули.
Позднее кое-какие работы делал из дуба а также красного дерева. Сначала делал маленькие копии либо интерпретации известных скульптур известных мастеров.
Но позже решился и на воплощение в дереве собственных планов.
«Моисей» (высота 360 мм, береза тонированная)
«Вечная весна» (высота 420 мм, береза)
«Эсмеральда и Квазимодо» (высота 450 мм, липа, покрытая воском)
«Конь строптивый» (высота 420 мм, липа тонированная)
«Семья балерины» (высота 420 мм, осина)
«Флора» (высота 250 мм, липа)
«Портной» (высота 400 мм. береза тонированная)
«Василий Теркин» (высота 620 мм, красное дерево)
«Стеснительный» (высота 420 мм, береза)
«Юдифь» (высота 420 мм, красное дерево)
«На водонос» (высота 320 мм, красное дерево)
Создавал опыты и с декоративной отделкой собственных миниатюр. Но перед отделкой поверхность каждого изделия шепетильно зачищал наждачной бумагой: сперва средней зернистости, в конце — небольшой, а при обработке мягкой древесины — кроме того отработанной, без зерен.
Шлифовал поверхности до появления на них матового блеска.
Кое-какие фигуры покрывал легко воском либо лаком; другие перед покрытием сперва декорировал морилкой на водной базе; были и такие, каковые раскрашивал различной краской, как на картине.
Я осознавал, что, не имея особого художественного образования, весьма сложно расти, получать мастерства. Тогда я обратился к начальнику коллектива Общества резчиков г. Москвы прося принять меня в их последовательности.
Ознакомившись с моими работами, коллектив дал на это согласие. И вот уже более двух десятков лет я являюсь его участником, черпая опыт от вторых и делясь знаниями и своими навыками в любимом увлечении.
Коллектив довольно часто участвует в смотрах и выставках художественного творчества, в большинстве случаев, становясь их лауреатом либо дипломантом.
Думаю, в этом имеется и некая моя заслуга, поскольку работы, где автором выступаю я, на них также много раз отмечались почетными грамотами.
Б. ЯШИН