Лунное кресло доставит человека в серую пустыню
Несерьёзно, на первый взгляд. Посадить четверых человек на связку «бочек» с каучуком и жидким смешащим газом. Снабдить их креслами с ракетными движками и послать всё это хозяйство на Луну.
Таков, упрощённо, замысел самой недорогой экспедиции людей на равнины Селены.
Калифорнийская компания SpaceDev удивляет . Лишь сравнительно не так давно она опубликовала проект шестиместного ракеты носителя и орбитального-шаттла для него, а сейчас заявляет, что собирается доставить человека на Луну стремительнее и дешевле, чем кто бы то ни было!
Маленькие частные компании всё чаще занимаются теми областями, каковые раньше считались привилегией компаний-гигантов, объединений компаний, национальных университетов, исследовательских центров и национальных космических агентств, наконец.
Так, масса последователей известного конструктора Бёрта Рутана (Burt Rutan) готовится повторить подвиг его автомобили.
Напомним, первый в мире личный космоплан SpaceShipOne слетал в космос трижды, достигнув в последнем рейсе рекордной высоты в 112,17 километра.
В Лунной экспедиции понадобится сочетание различных разработок.
К примеру, крылатый челнок Dream Chaser и коническая капсула, думает SpaceDev (иллюстрация SpaceDev).
Частные компании вот-вот освоят и полёты на орбиту — сперва спутников (25 ноября давайте дружно скрестим пальцы), а позже и пилотируемых судов. А также в возвращении человечества на Луну юные компании готовы соперничать (либо лучше сообщить — сотрудничать) с NASA.
Мы уже подробно говорили о проекте пилотируемой экспедиции на Луну от компании Transformational Space. Её концепция отличается от принятой NASA схемы (подробное описание замысла высадки от агентства — тут).
Но SpaceDev удивляет всех: «Человека возможно доставить на Селену (и вернуть, очевидно, к себе) менее чем за $10 миллиардов». Тогда как замыслы NASA предусматривают освоение $104 «лунных» миллиардов (за 13 лет).
Откуда десятикратная отличие?
По заказу и на деньги корпорации «Лунная инициатива» (Lunar Enterprise Corporation) SpaceDev совершила трёхлетнее изучение и заявила пару дней назад, что продуманная комбинация как существующих разработок, так и тех, что на данный момент разрабатываются NASA и самыми различными компаниями, вместе с идеями самой SpaceDev, разрешат реализовать недорогую, но надёжную миссию на Луну.
Старт смелой экспедиции – ракета с гибридными двигателями поднимает в космос модуль жизнеобеспечения и четыре посадочных «кресла».
Жёлтое — капсула для возвращения в воздух Почвы (иллюстрация SpaceDev).
Любая миссия, как предполагают авторы изучения, обязана доставить на окололунную орбиту либо на поверхность отечественного небесного соседа обитаемый модуль, что оставался бы на месте по окончании миссии и мог бы быть использован при следующем визите на Луну.
Это ещё не базы в классическом понимании, но сеть опорных пунктов, облегчающих и удешевляющих лунную программу с каждым новым рейсом.
Помимо этого, компания внесла предложение храброе новшество – каждого космонавта по отдельности возможно высадить на Луне вовсе без корабля. Правильнее – на необыкновенном аппарате типа «ракетное кресло», в котором человек сидел бы в скафандре.
Четыре таких кресла вместе с жилым модулем – вот уже и готовый аппарат для лунной экспедиции.
Причём «кресло» возможно было бы применять как в пилотируемом варианте, так и в беспилотном. В последнем случае, фактически, сиденье заменялось бы, по модульному принципу, на комплект оборудования.
Такая универсальность направлена на повышение скорости и снижение затрат разработки лунной техники.
А связка из четырёх кресел, дополненная миниатюрной капсулой (приспособленной к спуску в воздухе), располагала бы достаточным запасом топлива и тяги, дабы возвратиться к Почва.
Четыре «кресла» с космонавтами приземляются с орбиты на лунную поверхность в том месте, где ранее автоматика посадила пара модулей жизнеобеспечения – собственного рода «мини-базу» (иллюстрация SpaceDev).
Кроме этого компания рассчитывает, что в лунной экспедиции понадобится техника, создаваемая ею по проекту Dream Chaser. Те же гибридные ракеты-носители.
SpaceDev уверена, что уже где-то между 2010 и 2015 годами человека в полной мере реально высадить на южном полюсе Луны. А по большому счету, «за цена одной миссии по проекту NASA целых 40 человек имели возможность бы побывать на Луне!», — утверждает Джим и глава Бенсон (Jim Benson).
День назад SpaceDev подписала договор со SpaceX о закупке у последней пусков её новой космической ракеты Falcon 1. Чем SpaceDev наглядно показала пропагандируемый ею путь сотрудничества маленьких частных компаний.
Запас тяги «кресла» обязан разрешить ему затормозить с окололунной орбиты и сесть на поверхность Селены, а позднее снова выйти на орбиту (иллюстрация SpaceDev).
Тут необходимо добавить, что сравнительно не так давно глава американского космического агентства Майкл Гриффин (Michael Griffin) признал успехи мелких компаний и объявил, что NASA с наслаждением будет сотрудничать с ними, и что в будущем космические аппараты, а также — пилотируемые, в полной мере смогут подниматься на орбиту силами как правительственных колоссов, так и космических частников.
Ещё Гриффин заявил, что его агентство, кроме применения собственных ресурсов, в скором времени будет брать космические услуги у маленьких частных компаний. К примеру — заказывать им доставку грузов на МКС.
Революция? Мы понимаем: не все частные компании, ринувшиеся покорять космос, обязательно в этом преуспеют.
Возможно, не все их проекты — оптимальны, идеальны и окажутся реализованными.
Но столь бурная деятельность личной космонавтики — это первые показатели отечественного будущего. Будущего, в котором страны совсем утратят монополию на космос.
Вот об этом необходимо задуматься.