Машиностроители 1960-х: автомобилю ххi века нужен атомный реактор
Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями. Свобода мысли — ключ к прогрессивному автомобильному конструированию.
Seattle-ite приведёт к созданию новых понятий в моделировании, безопасности и комфорте.
Это фрагмент брошюры, посвящённой концепткару Ford Seattle-ite XXI. Скромному такому ядерному автомобилю 1962 года.
Но по порядку. История эта началась, по крайней мере, ещё во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда Ford создал концепт-кар Nucleon.
Строго говоря, это был кроме того не концепт-кар, а только макет в масштабе 3/8. Но, отвечая на романтические настроения эры, Nucleon «приводился» в перемещение ядерным реактором, установленным в задней части автомобили.
Само собой разумеется, таковой компактный реактор ни при каких обстоятельствах не был создан. Но американцы верили, что в будущем ядерные установки будут значительно снижены в размерах.
И в чём-то они были правы.
Компактные ядерные агрегаты СССР и США обучились ставить на спутники. Ядерные реактивные двигатели полным ходом разрабатывались не только для космических ракет, вместе с тем для крылатых ракет а также межконтинентальных бомбардировщиков.
Nucleon ни при каких обстоятельствах не был выстроен в полном масштабе (фото с сайта geocities.com).
Nucleon, по неким умозрительным оценкам, должен был пробегать 8 тысяч километров без загрузки ядерного горючего, которое на заре ядерной эры многим представлялось надёжным и жизнеспособным источником энергии.
В первой половине 60-ых годов двадцатого века Ford выстроил полноразмерный Seattle-ite XXI, куда более завораживающий и элегантный, чем неказистый, скажем прямо, Nucleon.
Но основное — Seattle-ite был, без иронии, богатейшей россыпью идей «на будущее».
Автомобиль имел четыре передних колеса — ведущих и управляемых в один момент.
Четыре передних колеса пара раз «всплывали» в истории автостроения, но так и не стали привычными для взора (фото с сайта gizmo.com.au).
Для него «предусмотрели» компьютерное управление на магистрали, стеклянный колпак переменной прозрачности, повышающий эффективность кондиционирования, управляемые жалюзи на заднем окне и рулевое управление без классического руля, разрешающее вести машину только легко двигая кончиками пальцев.
Источники энергии предусматривались различные. Во-первых, топливные элементы с возможностью, как сообщили бы компьютерщики, «тёплой замены».
А во-вторых, как показывали инженеры «быть может, будут установлены», некие компактные ядерные устройства.
Вся передняя часть автомобиля с четырьмя силовым агрегатом и колёсами в 400 лошадиных сил (как гласила реклама, для трансконтинентальных путешествий) имела возможность отстёгиваться, а на её место подсоединялся бы мелкий модуль с экономичным 60-сильным мотором для неспешной муниципальный езды.
Всё управление подключалось бы через несложный разъём. Привет из прошлого инженерам GM c их концептом AUTOnomy 2002 года.
Салон Seattle-ite — классического руля нет (иллюстрация с сайта gizmo.com.au).
Ещё авторы автомобили заложили в проект-мечту интерактивную навигационную совокупность с подвижной картой местности и автоматическую информационную совокупность, показывающую, например, прогноз погоды и состояние агрегатов.
Всё это — за десять лет до изобретения микрочипов, за пятнадцать — до навигационных спутников и за сорок — до наших дней, в то время, когда топливные элементы только-только стали жизнеспособными.
Может, на очереди однако ядерный привод? Сообщить про ядерную энергию «надёжная» — это, само собой разумеется, через чур смело.
Но посмотрите.
Ядерный Seattle-ite был наивной мечтой, но однако чертовки прекрасной мечтой (фото с сайта gizmo.com.au).
Четыре передних колеса, дающие устойчивость и лучшую управляемость, сопротивляемость и лучшее торможение аквапланированию, по окончании многих лет забвения возвратились в виде серийного суперкара Covini C6W.
Затеняемые по желанию водителя стёкла возможно обнаружить некоторых дорогих лимузинах.
Про компьютерную навигацию и сказать нечего. Да и настоящее управление автомобиля компьютером — уже не фантастика.
Так по плану инженеров Ford изменялся передний модуль Seattle-ite (иллюстрация с сайта gizmo.com.au).
Экспериментальных таких автомобилей — куры не клюют, а, скажем, совокупность автоматической парковки — уже в продаже.
Про модульные, составные и другие трансформируемые машины до сих пор систематично вспоминают только создатели концепт-каров. Люди предпочитают, в случае если уж так необходимо, приобрести два различных автомобиля — для города и для души.
Само собой разумеется, не все смогут себе это разрешить. Но и ядерный шестиколёсник был бы не дешевле двух автомобилей.
Но, не обращая внимания на вызывающую большие сомнения реализуемость, Seattle-ite нельзя назвать неудачей.
Дизайн Seattle-ite недвусмысленно говорит о начале космической эры (фото с сайта gizmo.com.au).
Где в наше время размах, несвязанность догмами, что был свойствен американским мечтателям 1950-х и 1960-х?
«Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями», — говорили автостроители.
Не в ядерном приводе дело, ей всевышнему. Пускай это тупик.
Но сам подход приводит к уважению. Большое количество ли найдётся сейчас столь же броских идей?