Материалы для работы при повышенных температурах

Материалы для работы при повышенных температурах

Сварные соединения из материалов данной группы, не считая исполнения простых требований прочности, пластичности, отсутствия недостатков, должны отвечать последовательности своеобразных условий, определяемых свойствами и назначением конструкции свариваемого материала.

Вследствие этого используемые в авиационной индустрии материалы данной группы в зависимости от условий эксплуатации изделий, и по технологическим возможностям, разделяются на жаростойкие и жаропрочные. Жаростойкость (окалиностойкость) характеризуется свойством материала противостоять образованию окалины при работе в среде с большой температурой (выше 550 °С).

Жаропрочными именуются материалы, сохраняющие определенный обусловленный предел прочности при долгом нагру-жении в условиях больших температур и владеющие наряду с этим достаточной окалиностойкостью.

Подобным требованиям в большинстве случаев соответствуют материалы с высокой степенью легирования — высоколегированные стали либо особые сплавы.

В качестве легирующих элементов в таких материалах активно применяются хром, никель, марганец, кремний, кобальт, вольфрам, ванадий, молибден, титан и др.

сплавы и Высоколегированные стали являются наиболее значимыми конструкционными материалами, обширно используемыми в производстве оборудования для химической индустрии, в авиации, энергетике, и реактивной технике.

В табл. 8 приведен состав некоторых сплавов и высоколегированных сталей, применяемых в авиационной индустрии для того чтобы, трудящихся в условиях повышенных температур.

Неспециализированными показателями для большинства высоколегированных сталей являются их пониженная если сравнивать с углеродистыми сталями теплопроводность, больший коэффициент линейного расширения при нагреве и высокое омическое сопротивление, и большая литейная усадка.

К представителям группы жаростойких материалов прежде всего относятся разного типа нержавеющие стали. Самый распространенными из них являются стали типа 18-8 (1Х18Н9Т, и др.).

Это стали аустенитного класса, применяемые по большей части как обшивочный материал для планера аппаратов, летающих со скоростями до 3 — 4 М, для тёплых узлов двигателей (удлинительные и реактивные трубы, насадки), изготовляемых из листовых материалов, довольно часто с комплектом жесткости. Эти стали смогут прекрасно свариваться всеми главными способами сварки и активно применяются кроме этого в паяных конструкциях.

Они владеют высокой пластичностью и прекрасно штампуются в холодном состоянии.

Сейчас с целью экономии никеля вместо этих сталей употребляется последовательность новых марок; Х13М4ГУ (ЭИ878), Х17Г9АН4 и др., у которых технологические характеристики подобны сталям 18-8. Эти материалы по большей части употребляются для работы при температурах до 500 °С.

Для узлов двигателей, трудящихся в атмосферных условиях и в среде продуктов сгорания горючего, они смогут использоваться для работы при температурах до 800° С. Сейчас в отечественной и зарубежной индустрии все более обширно начинают употребляться стали переходного типа аустенитно-мартенситного класса ЭИ904 (СН-2), ЭИ925 (СН-3), СН-4 и др.

По составу они близки к сталям 18-8, но содержат меньше Сг и Ni.

Эти стали стареющего типа; в них дополнительно вводится А1 и Мо. В нормализованном состоянии с 1050 °С эти стали покупают аустенитную структуру.

Обработка холодом (при — 70 °С) либо нагартовка разрешают легко перевести ее в мартенсит. Благодаря наличию в сталях А1 и Мо при термическом старении в промежутке температур 400 — 500 °С выделяется третья фаза, дополнительно упрочняющая сталь.

Изменяя режим термообработки, возможно изменять механические особенности этих сталей в широких пределах (сгв — от 90 до 170 кГ/мм2 и ао,2 — от 36 до 150 кГ/мм2). Стали типа СН в упрочненном состоянии по значениям пластичности и удельной прочности (

Как видно из приведенных данных, начиная с температуры 350 °С стали СН имеют громаднейшую удельную прочность из сравниваемых материалов. Область применения этих сталей та же, что и прошлой группы.

Для работы при более больших температурах используются особые сплавы, довольно часто применяемые как жаропрочные.

Со своей стороны жаропрочные материалы в зависимости от типа сварных условий и узлов эксплуатации последних, возможно поделить на две подгруппы, значительно разные по своим технологическим особенностям. К первой подгруппе относятся материалы, идущие на изготовление узлов,

действующий при больших температурах без громадных силовых нагрузок. Значительно чаще это штампо-сварные листовые конструкции типа камер сгорания, тёплых элементов двигателей и т. п., для изготовления которых употребляются материалы типа ЭИ435, ЭИ602, ВЖ.98, ВЖЮО, ЭИ703 и сплавы и другие стали.

Эти материалы при работе в течение долгого времени (100 час) в условиях большого нагрева (t =900 °С) сохраняют ав=1,5-т-7,5 кГ/мм2, достаточно прекрасно трудятся в газовых средах при температурах 900 — 1200° С, и владеют относительно высокими технологическими особенностями: прекрасно свариваются и паяются, штампуются, довольно часто не требуют термической обработки по окончании сварки. Эти материалы кроме этого отличаются высокой жаростойкостью, прекрасно выдерживают теплосмены.

Материалы второй подгруппы употребляются для изделий, действующий при больших температурах и испытывающих большие нагрузки. По большей части это материалы на никелевой и никелевокобальтовой базе типа ЭИ437Б, ЛК4, ЖС6, ЭИ826, ЭИ827 и др.

Главные требования, предъявляемые к ним, — это жаропрочность, и соответствующая окали-ностойкость, стойкость к теплосменам, технологичность. Согласно данным долгих опробований при t=900 °С в течение 100 час их прочность ав=10н-28 кГ/мм2.

Окалиностойкость этих материалов немного ниже, чем у первой подгруппы и находится в пределах 900 — 1100 °С.

Намного более низкие технологические характеристики большинства из этих материалов, в основном их низкая пластичность, допускают формообразование лишь с нагревом а для получения качественных сварных соединений требуют более сложную разработку сварки. Жаропрочность сварных соединений указанных сплавов находится в большинстве случаев на уровне 80 — 90% от жаропрочности главного металла.

В зависимости от конкретных условий работы темперамент предъявляемых требований к сварным соединениям возможно разным. Одинаковый материал возможно использован для того чтобы различного назначения, и технология сварки и сварочные материалы будут в каждом случае разными.

К числу главных трудностей, каковые приходится преодолевать при сварке высоколегированных сплавов и сталей, относятся: 1) обеспечение стойкости металла шва и околошовной территории против кристаллизационных трещин; 2) обеспечение коррозионной стойкости сварных соединений; 3) сохранение сварного металла соединения и свойств шва во времени под действием напряжений и рабочих температур; 4) получение плотных швов.

При изготовлении изделий из современных сплавов и высоколегированных сталей активно используются главные виды сварки плавлением (автоматическая под флюсом, в защитных газах), контактной сварки (ТЭС, РЭС) и пайки. Наряду с этим необходимо подчернуть, что высокий коэффициент и пониженная теплопроводность линейного расширения обусловливают большое коробление конструкций при сварке этих материалов.

Исходя из этого главным условием сварки их есть использование методов и режимов, каковые характеризуются большой концентрацией нагрева.

Одной из главных задач разработки дуговой сварки плавлением высоколегированных сплавов и сталей есть обеспечение равномерности состава по его сечению и длине шва, что требует строгого соблюдения постоянства условий сварки. Ясно, что при механизированных методах сварки легче обеспечить постоянство сварочного режима и стабильность состава, свойств и структуры металла шва.

Исходя из этого при изготовлении конструкций из сплавов и высоколегированных сталей нужно стремиться к большой механизации сварочных процессов.

Пайка материалов данной группы может производиться при разных методах нагрева: газовым пламенем, в индукционных установках, в печах и др.

Главные трудности при пайке высоколегированных сплавов и сталей обусловливаются образованием на их поверхности химически прочной окисной пленки в связи с наличием в их составе больших количеств металлов с громадным сродством к кислороду — таких как хром, алюминий, титан. Наличие этих элементов затрудняет пайку в восстановительной воздухе.

В большинстве случаев главные затруднения, которые связаны с окисной пленкой, устраняются предварительным никелированием поверхности либо применением особых флюсов при пайке в печах с контролируемой средой. Прекрасные результаты во многих случаях дает использование активной газовой среды в виде смеси аргона с B0F3 либо HF.

Для пайки используются припои, довольно часто очень сложного состава на базе серебра, меди, никеля. Для соединений, действующий при больших температурах, где требуется высокое сопротивление ползучести, сопротивление окислению и высокая коррозионная стойкость, применяются серебрянопалладиевые и палладиеникелевые припои, легированные марганцем либо алюминием.

самые характерными недостатками при пайке высоколегированных сплавов и сталей являются поры, непропаи и трещины. Исключение их во многом определяется правильностью выбора припоя либо флюса, тщательностью подготовки подробностей под пайку и соблюдением технологических условий пайки.

НАРАЩИВАНИЕ РЕСНИЦ: Условия работы с клеем.КЛЕЙ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: