Мебель в стиле ампир
Кроме того если бы в полосатых гамбсовских стульях не таились бы несметные сокровища, Кисе Воробьянинову и великому комбинатору Остапу необходимо за ними побегать. Так как это хороший образчик русского ампира, что и сам по себе дорого ценится!
Французский ампир стал популярен в Российской Федерации в 1812-1814 годах, что легко объяснимо: некое количество ампирной мебели было вывезено из Франции, а позже уж, по примерам, русские мастера делали не хуже.
Наименование стиля случилось от французского empire — империя. Ампир, не обращая внимания на продолжение хорошей древней традиции, ориентирован не столько на демократические Афины, сколько на властный и сластолюбивый Рим.
Наряду с этим французским живописцам эры Наполеона строго рекомендовалось воплощать в ампирной мебели знаки могущественной империи.
По сути, это тот же классицизм, но значительно более праздничный: красное дерево с медными фигурами, лирами, львиными головами, орлами, сфинксами, медузой Горгоной, венки, лавры, щиты и мечи, и, само собой разумеется, декоративная дань императору — пчела, орел, буква и звезда N.
Это прекрасная и эргономичная мебель, которая, по сути дела, перевернула мебельную историю России. Необычно представить, но до начала эры ампир мебель в Российской Федерации была, во-первых, не в надлежащем количестве, кроме того из царских дворцов ее возили за собой, а, во-вторых, делилась на парадную и бытовую.
По окончании запрета на ввоз французской мебели, начала процветать так называемый «русский жакоб» (в честь парижского мастера Жоржа Жакоба) либо «Павловский ампир» в честь императора Павла: тяжелая, с обилием военной декоративной символики, такая мебель казалась неискушенной России верхом имперского величия.
Ампир открывает натуральную красоту дерева: применяя красное тополь и ямайское дерево, мастера так же трудились с карельской березой, которая была использована как материал для мебели в первый раз и есть материалом как раз ампирного стиля.
Мебель оживала: ее испещрял богатый декор самыми различными изображениями розеток, сфинксов, египетских сценок, лебедей, грифонов, ножки мебели украшались лапами животных, а подлокотники их головами. Резьба по дереву имела возможность имитировать медные украшения.
Русская ампирная мебель имеет более плавные линии, чем французская, для ее украшения не столь обильно употребляется латунь.
В 1830-х годах в первый раз появляется мысль гарнитура: комплекта разнообразных мебельных предметов, выдержанных в едином стиле. Были и собственные правила комплектации гарнитуров: около дивана, например, надеялся восьмиугольный стол.
Как раз мебельным опытам ампира мы признательны за появление на туалетных столикахСовременные туалетные столики с несложным, но изысканным дизайном зеркал, подсвеченных с обеих сторон светильниками.
А в 1840-е годы появляется купеческий ампир, который связан с тем, что аристократия увлеклась неоготикой, а ампир легко «опростился».
Необходимо обратить внимание на то, что ампир естественным образом поделился на антикварный и музейный: в музее остались вещи красного дерева с тяжелыми медными вставками, а антикварная мебель — более легкая, из тополя и берёзы, с резьбой по дереву.
Ампир в первый раз начал играть с фактурой дерева, стремиться сохранить и показать ее рисунок, мебельные мастера имели возможность сделать переднюю часть комода из одной доски, распилив ее по линии коробок, и, добившись тем самым, неповрежденного рисунка древесного полотна.
Ампир — стиль архитектурный: колонны и карнизы в нем становятся элементами секретеров и шкафов, выстраивая в гостиной либо кабинете город, созвучный городу за окном.
Возможно выделить три периода русского ампира: первая мебель на заказ императорского двора, максимально приближенная к французскому оригиналу, вторая — усадебная, подражающая столичной, и более «русская», и третья, совсем домашняя, бытовая. Обивочной тканью для дорогой мебели служил шелк, для мебели несложнее – ситец и репс.
К ампиру же относится и стиль, взявший в Европе наименование Бидермайера: шикарные предметы дворцового обихода, обильно декорированные медными либо золочеными медальонами.
В современном кабинете либо гостиной всецело стиль ушедшей Империи воссоздать вам вряд ли удастся: охота за антиквариатом растянется на много лет. Но пары красивых креслиц, обитых броским полосатым шелком, хватит, дабы создать вам репутацию человека с утонченным вкусом.
Кира Кратная