Мотошлем «колокол»

Мотошлем «колокол»

Жёсткие защитные шлемы, ставшие пара лет тому назад необходимой принадлежностью для езды на мотоцикле, сейчас подверглись большим доработкам и конструктивным изменениям. Анализ дорожных несчастных и происшествий случаев на протяжении спортивных соревнований распознал недочёты серийной продукции и дал богатый материал для ее предстоящего совершенствования.

К сожалению, эти сведенья или вовсе не учитываются фирмами, производящими мотошлемы, или принимаются к сведению с громадным опозданием. По крайней мере, сейчас на полках спортивных магазинов хороших мотошлемов мало, и многим приходится делать их собственными руками.

Каковы же главные требования, предъявляемые к хорошему мотошлему? Изложим их по порядку. Первое: шлем обязан соответствовать форме головы так, как соответствует, к примеру, хороший ботинок форме ноги.

Второе: шлем должен быть весьма легким. Третье: шлем обязан сидеть на голове, не вызывая отпотевания.

В случае если в нем предусмотрены вентиляционные отверстия либо каналы, потоквоздуха не должен приводить к головы. Лучший вариант — регулируемая вентиляция.

Четвертое: шлем должен быть укомплектован пыле- и светозащитным козырьком либо очками, каковые легко надеть и снять. Эта задача удачно решена в конструкции гермошлема для летчиков, где большой светофильтровый щиток возможно одним перемещением руки переводить в рабочее положение.

Подобный шлем для мотоциклистов со щитком из белого оргстекла производит прибалтийский спорт-комбинат в городе Таллине. Пятое: сейчас, в связи с повышением количества транспортных единиц на дорогах и улицах, повысилось содержание в атмосфере пыли и выхлопных газов (а в дождливое время — взвешенных частиц жидкой грязи).

Это событие заставляет придумывать разные фильтры, респираторы, защитные повязки, каковые должны комфортно и скоро монтироваться на шлеме. Такие респираторы обширно используют мотоциклисты, участвующие в гонках на гаревых дорожках и ипподромах.

И наконец, шестое: конструкция шлема обязана наилучшим образом защищать шейные позвонки и голову от ударов под любым углом и с любого направления, а также при ударах снизу вверх. Как удовлетворить эти требования — продемонстрировано на картинках.

Рис.

1. Мотошлем типа «колокол» в сравнении с мотошлемом простого типа:

1 — защитная оболочка (стеклопластик холодной формовки), 2 — мягкий наполнитель (поролон либо губчатая резина), 3 — крестовина подшлемника, 4 — лямки, 5 — обруч, 6 — юбка, 7 — нижний обод «колокола», защищающий челюсть, 8 — лобовое стекло.

Рис. 2. Изготовление слепка головы посредством пластилинового валика сечением 30X40 мм.

Рис.

3. Изготовление слепков вида сбоку и вида спереди.

А сейчас об изготовлении хорошего шлема собственными руками. Мы предлагаем отечественным читателям одну из последних моделей мотошлема всецело закрытого типа, так называемый «колокол» (рис.

1). Он в значительной мере удовлетворяет изложенным выше требованиям.

Для изготовления потребуются следующие материалы: 2 кг эпоксидной (либо полиэфирной) смолы, 5 м стеклоткани марки АСТТ-б (толстое полотно), 0,5 м хорошего кожзаменителя любого цвета. Порядок работы таков.

В первую очередь нужно снять мерку для формы головы и определения размера. Это осуществляется посредством кронциркуля, сделанного из фанеры толщиной 5 мм либо дюралюминия 1 мм (см. рис.

4) и пластилинового валика. Из последнего делается кольцо, которое надевается на голову конкретно по надбровным дугам, как продемонстрировано на рисунке 2, после этого кольцо хорошо обжимается го форме черепа и с опаской снимается.

Затем кладем его на ватман и обводим карандашом по внутреннему контуру (см. рис. 2). Уточняем полученные эти замерами, сделанными посредством кронциркуля, и параллельно имеющемуся контуру рисуем второй, с припуском по 20 мм на каждую сторону.

Приобретаем основание дурака, на котором ведется выклейка скорлупы шлема.

Для получения окончательной формы дурака нужно сделать слепки по виду спереди и виду сбоку (рис. 3), каковые равно как и первый слепок, переносятся на ватман с припуском 20 мм.

По ним без особенного труда возможно изготовить дурак из глины, пластилина, мягкого дерева либо плотного пенопласта. Людям с удлиненной формой носа нужно в передней части дурака сделать дополнительный припуск.

Потому, что шлем типа «колокол» собственной нижней кромкой обязан всецело закрывать подбородок и шею, эта часть дурака изготовляется из того же материала, что и верх, по контуру, вышеназванному основанием.

Склеив либо вылепив дурак, нужно шепетильно обработать наждачной бумагой и рашпилями его поверхность.

Если он был изготовлен из дерева либо пенопласта, полезно оклеить поверхность кусочками газетной бумаги на крахмальном клейстере в 2—3 слоя (папье-маше). По окончании подсыхания данной корки дурак покрывается восковой мастикой, парафином либо поливиниловым спиртом, другими словами разделительным слоем, дабы готовое изделие возможно было снять с дурака.

Перед выклейкой шлема направляться шепетильно подготовить необходимые материалы и рабочее место. Раскрой ткани выполняется серповидными кусочками, каковые наилучшим образом ложатся на дурак (рис.

5). Клей составляется в низкой посуде (сковородке либо широкой банке из-под консервированной сельди). Инструмент — ножницы и маленькая твёрдая щетинная кисть, которой клей наносится на ткань, по окончании чего она приформовывается к дураку.

Накладывать куски ткани направляться с перекрытием в 1—2 см, разглаживая пальцами и кистью (в резиновых перчатках!), дабы не образовывались складки и пузыри. отличных показателей получаются, в случае если формовку вести из небольших подобранных по месту кусочков стеклоткани при тщательном их перекрытии.

Выклейка ведется без перерывов (в «корку» должно быть уложено 6 слоев стеклоткани АСТТ-б и два слоя стеклосетки, которая дает ровную поверхность). Последние слои стеклоткани должны приформовыватъся особенно шепетильно, поскольку они определяют товарный вид изделия.

Рис. 4. Кронциркуль для обмеров головы.

Рис.

5. Выклейка шлема на дураке:

1 — разделительная эмульсия, 2 — дурак, 3 — ножка дурака, 4 — заготовки из стеклоткани, 5 — эпоксидный клей, 6 — формовочная кисть.

Рис. 6. Конструкция пидшлемника и юбки:

1 — обруч, 2 — крестовина, 3 — лямки, 4 — застежка, 5 — юбка.

По окончании полной полимеризации клея, на что требуется около двух дней, готовую «корку» обрабатывают по поверхности шкуркой и рашпилями.

Не снимая с дурака, на ней выдавливают пара лобовых стекол из оргстекла различной толщины и цвета, дабы в будущем иметь запас на случай повреждения и т. п. Для выдавливания кусок оргстекла нужного размера разогревается над пламенем газовой плиты и скоро накладывается на поверхность «корки», предварительно накрытой куском чистой фланели. Сверху — кроме этого через фланель — оргстекло хорошо прижимается пластинкой из узкой фанеры либо металла и в таком положении удерживается двумя руками до полного затвердевания.

При неудаче данный процесс возможно повторить без вреда для качества изделия. Выдавив нужное количество стекол, «корку» возможно снять с дурака. В случае если ока отходит не хорошо, направляться применить небольшие клинья, а в крайнем случае залить в щели между болваном и коркой теплую воду.

Затем в передней части «корки» вырезается окно в соответствии с чертежом.

Изготовленный обрисованным методом «колокол» воображает собою наружную— предохранительную — часть шлема.

В нее должна быть заделана внутренняя часть, так называемый подшлемник, что будет держать «колокол» на голове. размеры и Конструкция подшлемника продемонстрированы на рисунке 6. Главная его подробность — обруч 1, которой пришивается и приклеивается по периметру к «колоколу» и несет на себе застёжку и крестовину.

Конструкция этих подробностей (особенно при установке в шлем телефонов) может различаться от предполагаемой нами, но принцип их сотрудничества в любых ситуациях сохраняется.

Лобовое стекло крепится к корпусу шлема шестью болтами М3 на прокладке из плотней резины, в которой предусмотрены вентиляционные каналы.

Потому, что у людей различное влагообразование на лице (а соответственно и возможность запотевания лобового стекла), этих вентиляционных каналов может оказаться не хватает; тогда нужно будет сделать дополнительные отверстия в лобовой и задней стенках «колокола».

Для изоляции от вредных подсосов и пыли воздуха из-под «колокола» к его нижней части пришивается юбка из плотной ткани (см. рис.

6), затягиваемая по нижнему краю узким шнурком либо резинкой около воротника водителя. Юбка эта возможно кроме этого связана из узкой шерсти либо синтетических ниток в виде рукава, что по окончании надевания шлема уплотняет промежуток между его головой и внутренними стенками.

окраска колокола и Окончательная «отделка» в значительной мере зависят от вкуса его изготовителя. Но направляться не забывать, что для увеличения безопасности окрашивать шлем направляться броскими, контрастирующими между собой красками — к примеру, желтой и тёмной, красной и белой и т. д.

Для хранения шлема, защиты от царапин лобового стекла рекомендуем сшить для него сумку (чехол) из плотной фланели, плащ-палаточной ткани либо кожзаменителя: она разрешит перевозить шлем на багажнике либо в коляске мотоцикла.

Г.

МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР

как почистить мото шлем?


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: