Плетение из лозы на руси
Старейшее из ремёсел — плетение — всегда было в чести в Киевской Руси. А по значимости ставилось обычно выше всего остального.
Говорилось кроме того: Дело плетенично о злато чиста.
И чего лишь не выделывали мастера столь старого рукомесла! Из черёмухового прута, к примеру, плели выездные сани, лёгкие тарантасы, дорожные сумки и чемоданы.
Из ивовой лозы — корзины, всякую всячину для стола . А подчас и сам стол: кружевной, прочный и страно лёгкий. Кроме того игрушки плели, — всякие в том месте корзиночки, ларчики, побрякушки (погремушки) и т. п.
Кто для себя вязал, а кто — на продажу. Особенно славились изделия искусных мастеров из Верхневолжья, кустарей из Кинешмы, умельцев из Костромской, Ивановской губерний. Оно и ясно: почвы плодородием тут неотличались. Наделы у крестьян были мизерными.
Вот и приходилось выкручиваться, заниматься в межсезонье таким прибыльным ремеслом, как плетение. Благо — в исходном материале ни при каких обстоятельствах недочёта не было.
О секретах незаслуженно полузабытого мастерства — искусного плетения -рассказывается в публикуемой ниже статье.
Как утверждают учёные, плетению человечество обучилось значительно раньше, чем гончарному делу. И не страно.
Разработка тут достаточно несложна, инструментарий и оборудование фактически нулевые. А материал, чтоназывается, посоветован самой природой.
Он неизменно под рукой.
Как и в древности, для плетения используют значительно чаще побеги различных ив, произрастающих по берегам рек, озёр и прудов, в оврагах и других низких местах. Предпочтение в большинстве случаев отдают так называемой корзиночной иве и ветле.
Практически равноценен им направляться. Даёт он чистый и достаточно долгий прут.
Узким и хорошим материалом может служить бредина (козья ива). Тем более что она обширно распространена, произрастает в сырых лесах.
Хорош для плетения и желтолозник.
Шелюга даёт прут среднего качества. А красная (каспийская) верба — толста в одно- и двухлетних побегах.
Исходя из этого и применяют последнюю по большей части для мебели.
Заготавливать любой из вышеназванных материалов возможно фактически в любое время года. Но направляться учитывать, что летом во время бурного роста побегов (вегетации) древесина достаточно хрупкая. Прут не столь эластичен и даёт до 30% поломок.
Исходя из этого лучшим для заготовки прутьев считается время с конца осени и до ранней весны, в то время, когда интенсивного перемещения древесного сока не отмечается.
При заготовке лозы направляться срезать по возможности более прямые побеги (длиной не меньше 60 — 70 см), без больных наростов, повреждений и сучков.
Причём о качестве всей партии возможно делать выводы по срезу одного побега (так как физико-механические особенности у веток с одного куста приблизительно однообразны). В случае если древесина на срезе имеет красновато-коричневый оттенок, а сердцевина громадная и рыхлая, то заготавливать прутья с для того чтобы куста вряд ли целесообразно по обстоятельству повышенной ломкости исходного материала.
Лозу, срезанную поздней в осеннюю пору либо ранней весной, до работы с ней следует в течение 3-4 часов вымочить, а после этого (0,5 ч) — пропарить для облегчения снятия коры (так называемой лупки либо окорки). Делать это комфортно, сворачивая долгие прутья по одному (либо маленькими пучками) в виде кольца на протяжении боковых стенок кастрюли подходящей ёмкости — см. илл.
По окончании проварки лозу охлаждают в холодной воде и приступают конкретно к окорке. Делать эту операцию лучше воспользовавшись щемилкой — самодельным пружинистым зажимом в виде кола с отверстием. Ще-милку вбивают в почву либо усиливают в кряже со скамейкой (станине).
Комлевую часть прута вставляют в пружинящий зажим. После этого, придерживая левой рукой щемилку, правой тянут лозу на себя.
, если при первом протаскивании кора отделилась не всецело, прут поворачивают около его оси и пропускают через щемилку во второй раз.
Но для плетения, не считая круглых прутьев, обычно требуются и без того именуемые шины (ленты). По сути собственной это та же лоза, расщеплённая повдоль на две, три либо четыре части.
Заготовку для того чтобы материала делают в большинстве случаев посредством колунков, сделанных из жёсткой древесины либо из кости, пластмассы, металла (см. илл.). На торце прута ножом создают соответствующий надрез, в который вставляют клинообразные выступы колунка.
При перемещении последнего на протяжении сердцевины пруток раскалывается на равные части. Ну а вдруг мякоть удалить, получается ещё один вид материала для плетения -шов либо струг.
Часть заготавливаемого материала мастера-корзинщики, эксперты по плетёной мебели и умелые самодель-щики подвергают окраске. Но перед этим удаляют содержащиеся в лозе мешающие равномерному впитыванию краски дубильные вещества.
Достигают этого вымачиванием материала (до нескольких часов) в тёплом щелочном растворе (на литр воды уходит 40 — 50 г поташа, либо углекислого калия, что возможно купить в магазине фототоваров). Вымачивание обычно реализовывают и несложным деревенским методом, помещая заготовки из лозы в ведро с водой, куда предварительно опускали на 1/4 — 1/3 часа при кипении тряпичный мешочек с древесной золой.
Основательно вымочив заготавливаемый для плетения материал, щелочную воду сливают. А прутья (равняется и шины, струг) на 3 часа опускают в красящий раствор, иногда пошевеливая их палкой для получения равномерной окраски со всех сторон.
броские сочные цвета дают анилиновые красители, используемые в быту для окраски тканей. Расход в нашем случае будет таким: один пакет на 3 литра воды.
А дабы прокрашивание стало более глубоким, в красящий раствор додают 1 — 2 ложки уксусной кислоты.
Виды направляться и их применение для расщепления прута на равные части:
1 — крестообразный;
2 — Y-образный;
3 — долотообразный колунки;
а — исполнение надреза на торце прута;
б — расщепление прута на требуемые заготовки
Как уже указывалось, через 3 часа красящий раствор сливают. А сам материал прополаскивают в холодной чистой воде.
Причём меняют её , пока сливаемая вода не прекратит окрашиваться.
Вместо анилиновых красок обычно применяют и всевозможные протравы. Так как они не опасаются жидкости и не выгорают на солнце.
И диапазон тональности окраски дают достаточно широкий. От светлосерого либо, скажем, светло-коричневого до тёмного либо тёмно-коричневого с красноватым, зеленоватым либо синеватым оттенками.
Для получения серого цвета применяют раствор металлического купороса. Причём тон окраски зависит тут от трёх факторов: концентрации раствора, времени нахождения в нём степени наличия и исходного материала дубильных веществ в древесине.
Тёмного цвета получают, заменив через 1-2 часа раствор металлического купороса густым отваром ивовой коры. Той самой, что остаётся по окончании лупки (очистки) прутьев.
Ну а коричневый цвет любой тональности приобретают, помещая исходный материал для плетения в раствор марганцовокислого калия.
Хранят подготовленный для плетения материал полностью сухим (во мокром состоянии уже через дни может показаться плесень на древесине и она почернеет), связанным в пучки. А перед применением — замачивают.
Эластичность же на протяжении плетения поддерживают, завёртывая временно не примененные в работу прутья, ленты и струг во мокрую тряпку.
Плетение корзин с обруча применяют в тех случаях, в то время, когда готовое изделие требуется взять как возможно стремительнее (в походе, в лесу либо на берегу реки). Работу начинают с изготовления обруча. Сгибают его из ивового прута толщиной чуть мельче мизинца.
Финиши заготовки срезают ножом на ус, сводят их совместно и накрепко связывают ивовой лентой либо бечёвкой между собой. В случае если корзина должна быть круглой, то обруч стягивают на взаимопротивоположных участках долгим эластичным прутом либо верёвкой.
Кряж со скамейкой (станина) — эргономичное рабочее место мастера по плетению мебели и других всевозможных изделий из лозы
После этого переходят к вплетению базы — вертикальных прутьев-стоек под прямым углом к обручу на равноудалённом расстоянии друг от друга. Причём любой таковой прут предварительно срезают под острым углом со стороны комля на длину ладони.
Получается лёгкий и эластичный хвост.
Его-то и обводят около обруча, огибают прут-стояк и прижимают к обручу пальцами левой руки. В подобной последовательности вмешивают следующий прут-стояк. Лишь с таким расчётом делают это, дабы кончик прошлого прута прочно прижимался им к обручу.
А уже финиш второго прута прижимают третьим и т. д. По тому же принципу, как это делают при плетении венка из полевых цветов.
Сейчас будущая корзина напоминает вершу, лишь весьма редкую. Её начинают заплетать прутьями, как деревенский плетень.
А он так как плетётся с подтычкой, т. е. с как возможно громадным прижатием последовательностей прутьев друг к другу. Делать это комфортно особой колотушкой (см. рис.). Вырезают её в большинстве случаев из дуба, берёзы, лиственницы либо засохшего ствола сирени.
Она должна быть достаточно массивной, тяжёлой и прочной. Одновременно с этим очень нужно, дабы колотушка эта имела возможность проходить вольно между двумя соседними стойками плетения, была бы узкой и эргономичной в работе.
Стадии плетения корзины с обруча:
1 — изготовление обруча;
2 — вплетение базы (вертикальных прутьев-стоек);
3 — исполнение несложного плетения на бортах корзины;
4 — сгибание прутьев-стоек, изготовление каркаса дна;
5 — оплетение дна корзины;
6 — последовательность исполнения ручки;
7 — вариант оплетения ручки корзины;
8 — готовое изделие
Выведя бока до донышка, загибают прутья-стояки. Подрезают их лишнюю длину так, дабы упрятать финиши каждого в соответствующее место на противоположной части стены. Причём делают
операцию по упрятанию с закреплением. Другими словами, просунув финиш очередного прута между прутьями на противоположной стороне, загибают его, по окончании чего прочно заплетают дно лозой уже.
Ручка выполняется из толстого прута-спицы, заострённого с двух финишей, засунутого в борта корзины и оплетённого пучками тоненьких прутьев одним из указанных на иллюстрациях методом. К примеру, обвивая любой из пучков около дужки и прочно завязывая финиши узлом у противоположного борта.
Корзину возможно сделать и соответствующим образом украшенной. Скажем, применяв для её плетения не только окорённые (белые) прутья, но и неочищенные.
Такое контрастное сочетание чёрных последовательностей плетева со яркими выглядит достаточно эффектно и нарядно.
О. ТИТОВА, Столичная область (Продолжение направляться).