Прогрессивные тенденции в развитии формы современных станков

Композиционный и неспециализированный дизайнерский уровень многих отечественных станков последних лет говорит о важном внимании, которое уделяется данной проблеме многими предприятиями и промышленными объединениями. Так, на специальной интернациональной выставке «Металлообработка-84» был представлен последовательность советских станков, отличающихся высоким качеством отработки формы.

Ощущается рвение проектировщиков создать целостную форму, композиционно объединив все элементы станка, даже в том случае, если это сложная объемно-пространственная структура. На рис.

105 пара моделей металлообрабатывающих станков, демонстрировавшихся на упомянутой выставке.

Особый координатно-шлифо-вальный одностоечный станок очень высокой точности мод. ЗВ-282 продемонстрирован на рис. 105, а. По приему композиции он мало напоминает станок на рис.

105, б. Тут форма также трехчастна, но различные функции станков выражены очень лично. Основание станка на рис. 105, б развито в ширину в виде прекрасного низкого подиума, а тут оно выступает вперед компактным блоком с укрепленным на нем рабочим столом.

Предельно совершенно верно и строго выдержан неспециализированный строй, темперамент формы. Лаконизм ее воспринимается в полной мере конечно благодаря контрасту больших геометризованных элементов с небольшой структурой рабочей территории на вертикальной колонке.

Для этого станка особенно характерна правдивость тектоники — в форме нет ничего нарочитого, материал визуально организован в соответствии с его применением. Превосходно отысканы пропорции.

Достаточно обычна для собственного времени композиция многоцелевого координатно-расточного станка 2Е 450 А МФ 4 (рис. 105, б): несущая колонна, возвышающаяся над рабочим столом, увенчивается большим блоком подачи инструмента.

Часто как раз несоразмерность этих двух главных частей ведет к нарушению визуального равновесия станка, к разнохарактерности его формы и нарушению целостности, что быстро снижает эстетический уровень. Но тут композиционное равновесие выражено мастерски.

Основание красиво, «без натуги» либо, наоборот, недогрузки (и без того бывает) несет всю надстроечную вертикальную часть. Большой головной агрегат с пультом мощно нависает над столом и композиционно органично связан с колонной.

Неспециализированный силуэт станка с различных точек достаточно ясен. Обобщение элементов не думается нарочитым — оно конечно и красиво.

И, очевидно, самое значительное: прекрасно отысканная композиция соответствует высоким техническим данным этого станка, оснащенного совокупностью ЧПУ и механизмом автоматической смены инструмента.

На рис. 105, в—токарно-карусельный одностоечный станок 1А516МФЗ (представленный на той же выставке), отличающийся особенно уникальной неспециализированной компоновкой.

Композиция развита очень последовательно, деятельно высказывая вертикальность объемно-простран-ственной структуры станка. Горизонтальные же членения, создаваемые нишей и навесными элементами, оказывают помощь организовать деятельно расчлененную вертикаль.

Лаконизм неспециализированной формы станка не выглядит нарочитым — напротив, в единую форму органично включаются независимые элементы, а также перемещающийся на круглой штанге красивый пульт управления. Электрошкафы несложных форм как бы подчеркивают стоимостей-тричность главного количества.

Необычна композиция многооперационного токарно-револьверного автомата 11Б40ПФА (рис. 105, г) — выделено горизонтальная, уникально расчлененная и динамичная как в основной собственной части, так и благодаря форме приставных агрегатов.

Тут ясен современный контраст между приставкой и объёмом станка, т. е. между плоскостным построением и легким трубчатым. Как бы две различные тектонические совокупности красиво дополняют одна другую.

Особенную ясность придает композиции громадное по площади кольцо экрана. Мастерски скомпонованы все горизонтальные элементы, что выделено применением двух тональностей—чёрной и яркой.

На отечественный взор, по собственной скромной, но тонко решенной композиции это один из успешных станков.

Продольно-фрезерно-расточной станок 66К25МФ4 с числовым программным управлением представлен на рис. 105, д. Высокие технические данные этого большого замечательного станка — подача с бесступенчатым регулированием стола, ползуна и бабки, количество инструментов в магазине, размеры рабочей поверхности стола (2500?6000 мм) и многие другие параметры — говорят о высокой эффективности этого станка.

Его увлекательная композиция отражает темперамент тектонически сложной блокируемой совокупности. По своим габаритам (17 700?8850?8150 мм) данный станок по большому счету выходит за рамки отечественных простых представлений о металлообрабатывающих механизмах. По сути дела, это большой комплекс.

Исходя из этого представляется верным подход проектантов к масштабу таковой композиции. Им удалось посредством правильно отысканных членений выразить настоящие размеры этого гиганта с массой обрабатываемого изделия 70 000 кг!

Масштаб умело передан низким рядом электрошкафов справа, размером пульта управления в нижней территории, ходовым мостиком с поручнем, и композиционным строем больших элементов станка. Композиция его во многом приближается к композиции современного архитектурного сооружения, увлекательна и богата в объемно-пространственном отношении.

Одновременно с этим громада металла не создаёт давящего впечатления — станок не назовешь толстым. Вертикальный строй главных элементов — вот основное средство успехи данной цели, а низкий подиум содействует их пространственному объединению в целостную композицию.

Прогрессивные тенденции в развитии формы современных станков

К сожалению, не все компоновки новых станков, роботов, обрабатывающих центров владеют такими преимуществами композиции: высокий технический уровень подчас обидно понижается низким эстетическим. На рис.

105, е—обрабатывающий центр, предназначенный для изготовления плоских подробностей (шайб, крышек, панелей и т. п.). Оснащен совокупностью ЧПУ, имеет хорошие технические данные.

Но форма комплекса несет очевидный отпечаток кустарной «самодеятельности». Уже с первого взора заметно нарушение ответственных закономерностей композиции. Нарочитыми выглядят однообразные скосы углов главной корпусной панели.

Такая форма делается композиционно свободной, завершенной в себе (верх и низ однообразны) и потому не хорошо связывается с блоками питания. Тут ощущается что-то от древесных стендов.

Ответ стола на швеллерных подкосах, опоры в виде элементарных косынок — собственной примитивностью это никак не соответствует классу аналогичного изделия. Много тут и других композиционных недостатков, устранение которых разрешило бы придать ОЦ вправду современный вид, отыскать тождественный образ для того чтобы комплекса.

Вид этого объекта, к сожалению, характерен и для некоторых вторых станков а также новейших ОЦ. Конструкторы полностью увлечены сложной технической функцией, а до формы руки еще не доходят.

В следствии станок, прибор, новый ОЦ подчас в таком первозданном, не тронутом руками дизайнера виде доходят до серийного производства.

Этого нельзя сказать о шестишпин-дельном прутковом горизонтальном токарном автомате КА-371, оснащенном устройством для механизированной загрузки прутков (рис. 105, ж). Тут четко отражен темперамент сборной агрега-тированной совокупности.

Глядя на машину, реально чувствуешь, какие конкретно качественные трансформации случились в ответе станочных форм за последние годы. Одновременно с этим эту предельно ясную, лаконичную форму не назовешь неинтересной, невыразительной.

А обстоятельство в активном контрасте спокойных лицевых плоскостей и открытого замечательного механизма обработки прутков, находящегося в проеме станка. Собственную долю пластичности вносит в решение стеллажа и эту композицию загрузочного устройства.

И все же, думается, форма этого станка еще бы победила, будь его основание как-то подрезано тенью и тем самым визуально отделено от верхнего последовательности блоков, а не выступало бы, как тут, мало вперед. Тогда показалась бы нужная тектоническая ясность, в особенности в случае если в этом случае выделить низ более чёрным тоном.

Думается, кроме того краткий анализ всего нескольких станков убеждает в полезности таких смотров техники для развития отечественного станкостроения, среди них и для увеличения его художественно-конструкторского уровня.

ТОП 40 бизнес-идей на 2018 год – Часть 1 | Лучшие бизнес идеи с минимальными вложениями


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: