Радостные деревья разрушают представление о стабильности

Не забывайте эпизод «Синей птицы», в то время, когда Тильтиль и Митиль попали в лес, и их окружили движущиеся деревья? В тот раз детей спас лишь своевременный поворот бриллианта на шапочке. А вот в настоящем воплощении сказки «выключатель деревьев» пребывал в руках живописцев.

Остановить деревья, но, никто не просил. Так как было не столько страшно, сколько радостно.

Деревья двигались. Не хватало ещё лишь, дабы они наряду с этим вытягивали корни из почвы и переступали ими, как будто бы ногами. Тогда сходство с пьесой Мориса Метерлинка было бы полным.

Но и перемещение без высвобождения из объятий грунта создавало на людей яркое впечатление. Пускай кроме того данный оживший лес был совсем маленьким.

Как раз такие ассоциации имели возможность появиться в головах зрителей, побывавших на Ливерпульской бьеннале 2008 (Liverpool Biennial), что проходила с конца лета по финиш осени. В том месте они имели возможность созерцать невиданное ранее зрелище, названное Arbores Laetae («Весёлые деревья»).

Устроила его нью-йоркская студия Diller Scofidio + Renfro.

Радостные деревья разрушают представление о стабильности

Весёлые деревья формируют неизменно играющие тени, что так разительно отличаются от теней их неподвижных собратьев.

Теням простых деревьев разрешено «ползти» только по мере продвижения Солнца на небосводе (фото Jon Barraclough).

Эта студия, кстати, прекрасно известна постоянным читателям «Мембраны» по проекту эффектного парка High Line в Нью-Йорке (его ещё лишь должны возвести), и фантасмагоричному павильону из тумана, выстроенному некогда в Швейцарии. И нужно добавить, что эти же парни принимают участие в огромном проекте парка Governors Island.

В любых ситуациях команда трудилась и трудится в собственном фирменном стиле: совмещение мастерства с техникой и хорошей ландшафтной архитектуры с какими-нибудь трюками.

«По газонам – ходить!» – основное, не забыть зонтик (фотографии Liverpool Biennial и Diller Scofidio + Renfro).

Вот и в Ливерпуле Diller Scofidio + Renfro кроме этого занялась «парком», а правильнее — маленькой лужайкой, и также не без привлечения техноштучек.

Для воплощения мечт о движущихся деревьях устроители бьеннале выделили американцам закинутый надел земли. На нём архитекторы и дизайнеры посадили около двух десятков грабов.

А три из них, установленные в самом центре композиции, зачем-то наклонили на 10 градусов.

Покажутся ли такие деревья в каком-нибудь постоянном парке, уже не в роли проекта для фестиваля, – неизвестно.

Но, зная целеустремлённость студии, возможно высказать предположение, что мысль танцующих деревьев ещё всплывёт (фотографии Liverpool Biennial и Diller Scofidio + Renfro).

Лишь широкие железные кольца около этих деревьев выдают, что под зелёной травой скрыт некоторый секрет. В противном случае невольно начнёшь искать Тильтиля и его бриллиант.

Так как громадные круги под каждым из трёх «основных» грабов вместе с травой и частью грунта медлительно вращаются, создавая причудливый танец.

Потому, что каждое дерево пребывало не в центре собственного круга, а ближе к одному из его краёв, и скорости вращения лужаек чуть-чуть отличались, поставленные рядом три таких «весёлых дерева» непрерывно формировали фактически неповторяющиеся комбинации.

То они сходились совместно, формируя в центре лужайки густую тень, то виделись по двое, легко касаясь ветками (как будто бы пожимая друг другу руки), то расходились в различные стороны, открывая в центре композиции безлюдное пространство.

До тех пор пока шла стройка, любопытствующим жителям предлагалось прочесть надпись на ограждении, приглашающую всех на премьеру чего-то «растительного».

О танцах – ни слова (фото Liverpool Biennial).

Люди, побывавшие в этом чудном месте, утверждают, что чувство ирреальности не покидает тебя ни в то время, когда ты стоишь на жёсткой земле (а деревья медлительно проплывают мимо тебя), ни в то время, когда становишься на круг, под дерево, и наблюдаешь на поворачивающийся около тебя город.

По словам авторов композиции, они желали уничтожить границу между природным и неестественным, опрокинуть представление о стабильности земли.

устройство и План участка поворотного круга.

Как видим, круглые лужайки являются что-то наподобие огромных «горшков» с почвой, загружённые ниже уровня улицы и стоящие на поворотных платформах, вращаемых электромоторами. Границу между кругом и простым газоном выдают лишь «уплотнительные» кольца, не разрешающие ногам зрителей провалиться в щель между «безумной и» твёрдой «землёй кадушкой» (фото Liverpool Biennial, иллюстрация Diller Scofidio + Renfro).

Последнее им совершенно верно удалось. Кстати, как мы знаем, что при сильных землетрясениях, в то время, когда в какой-то точке под углом сходятся пара волн, не редкость, что отдельные наделы земли разворачиваются на 180 градусов.

Иногда прямо вместе с находящимися на них деревьями, в противном случае и строениями.

У Diller Scofidio + Renfro лужайки крутятся на все 360. И происходящее вовсе не вызывает в памяти картины разрушений.

Скорее на ум приходят разные сказки либо детские сны.

И однако перемещение того, чему двигаться по природе не положено, чуть-чуть отдаёт холодком. Во всяком случае, если наблюдатель — мало ребёнок.

А в том, что создатели данной инсталляции — частично дети, возможно не сомневаться. Творческие натуры.

Сам Рикардо Скофидио (Ricardo Scofidio), приехавший в Ливерпуль, назвал Arbores Laetae творением «прекрасным, красивым и мало пугающим».

Разведопрос: Клим Жуков о ДНК-генеалогии Анатолия Клёсова


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: