Ракетоплан lynx догоняет поезд космического туризма

Тогда как сходу пара компаний взялись за постройку суборбитальных челноков на 5-8 человек, юная и совсем маленькая калифорнийская компания сделала вывод, что значительно несложнее и, что принципиально важно, намного стремительнее — создать туристический челнок, вычисленный всего на двоих.

Американская корпорация XCOR Aerospace объявила проект собственного суборбитального туристического космоплана «Рысь» (Lynx), полёты которого собирается начать уже в 2010 году. Данный аппарат будет вмещать двоих: пассажира и пилота.

Им Lynx предоставит возможность налюбоваться звёздами на тёмном небе, светло синий воздухом под ногами и закругляющимся краем отечественной родной планеты.

Не смотря на то, что цены на билеты пока не заявлены, компания считает, что её аппарат окажется одной из самых недорогих, несложных, надёжных и лёгких в обслуживании автомобилей среди всех соперников в данной области.

Как говорит исполнительный директор XCOR Aerospace Джефф Грисон (Jeff Greason) в пресс-релизе компании, «Жидкостные ракетные двигатели Lynx обеспечат высокую безопасность, ремонтопригодность и надёжность, и низкие эксплуатационные затраты. Эти ЖРД кроме этого сведут к минимуму влияние полётов на внешнюю среду».

Тут пора познакомиться с Lynx (всецело — Lynx Mark 1, другими словами первый опытный образец в данной серии автомобилей) поближе. Снаружи он напоминает ракетный самолёт EZ Rocket.

И неслучайно. Данный аппарат, созданный XCOR Aerospace, есть «платформой» для обкатки и апробации перспективных космических узлов и технологий, тех же двигателей, каковые, к слову, проектирует и сооружает сама компания.

Данный же рекордный ракетоплан был одной из звёзд так именуемого нулевого кубка X PRIZE. И EZ Rocket так же есть прообразом гоночных ракетных самолётов X-Racer, каковые XCOR сейчас создаёт для лиги ракетных гонок.

Трудиться четыре основных двигателя Lynx будут на паре керосин/жидкий кислород (как и движки X-Racer).

Ракетоплан lynx догоняет поезд космического туризма

Маленькая (всего 30 человек в штате) компания XCOR Aerospace, созданная во второй половине 90-ых годов двадцатого века, владеет богатым опытом в испытании и постройке жидкостных ракетных двигателей, и — ракетных самолётов, так что Lynx выглядит логичным шагом на её пути (иллюстрация Mike Massee/XCOR).

Lynx взлетает с аэродромной полосы, как самолёт. Практически сходу он начинает разгон по крутой траектории, достигая большой скорости в 2 Маха.

На высоте в 42 километра двигатель выключается, а аппарат продолжает комплект высоты по инерции, пока не достигнет «апогея».

Считанные 60 секунд невесомости сменяются перегрузками, в то время, когда Lynx возвращается в нижние слои атмосферы. Большая перегрузка, кстати, достигнет 4 g. Снизив скорость, аппарат начинает планировать по спирали, неспешно приближаясь к той же самой полосе, с которой взлетал.

Посадка предполагается кроме этого самолётная, лишь с отключённым движком.

Неспециализированное время полёта Lynx должно составить всего-то 30 мин. (анимационный ролик возможно взглянуть на данной странице).

Примечательно, что в описании этого рейса на сайте компании фигурирует большая высота прыжка в 61 километр. В случае если это число не изменится (а о таком развитии проекта уже говорят, но об этом — ниже), нужно будет констатировать, что Lynx всё-таки не будет летать в космос.

Отметим, что все прошлые проекты аппаратов для туристических суборбитальных прыжков предусматривали большую высоту полёта не меньше 100 километров. Это так называемая «линия Кармана» (Karman line) — высота, официально принятая Интернациональной авиационной федерацией (FAI) как условная граница между космосом и земной атмосферой и «водораздел» между космическими полётами (космонавтикой) и аэронавтикой.

К слову, упомянем трёх самые сильных соперников Lynx: восьмиместный челнок SpaceShipTwo, пятиместный космоплан от EADS-Astrium и шестиместный Rocketplane XP.

Очевидно, пережитый пилотом и пассажиром Lynx опыт прыжка ни по раскрывающемуся виду, ни в плане невесомости, не будет очень сильно различаться от ощущений, каковые дарит человеку суборбитальный полёт на высоту в 100 км. Но 60-километрового «потолка» не хватит, дабы официально назвать полёт космическим кроме того по американскому определению.

В отличие от остальных государств, в Соединенных Штатах условной границей земной атмосферы и космоса считается высота в 80 километров (смотрите статью Astronaut Badge на Wiki).

Профиль полёта Lynx Mark 1 (иллюстрация Mike Massee/XCOR).

Но, прыжок ракетоплана от XCOR возможно будет охарактеризовать как «полёт на краю космоса» (edge of space). Это понятие не имеет чёткого определения.

Край космоса — некая протяжённая территория, лежащая ниже тех самых 100 километров, но заметно выше простой высоты полёта современных лайнеров и воздушных шаров.

Но такое упрощение задачи, наровне со скромной вместимостью автомобили (всего один пассажир), разрешит компании, во-первых, сократить сроки разработки автомобили, во-вторых, упростить её устройство и снизить цена, в-третьих, снизить коммерческий риск (на случай, в случае если что-то отправится не так).

На данный момент XCOR Aerospace ведёт переговоры с исследовательской лабораторией ВВС Соеденненых Штатов (Air Force Research Laboratory), пробуя взять некое финансирование для разработки, тестов и постройки Lynx. И у авторов космоплана имеется хороший шанс заполучить искомое.

Выстроенный аппарат выполнит 20-50 испытательных полётов (за штурвалом будет тест-пилот XCOR Рик Сирфосс (Rick Searfoss), бывший космонавт, командир и пилот шаттла), помимо этого, много тестов на земле пройдут движки.

Потом компания собирается начать продажу целых «достаточно» полётов туроператорам, каковые уже смогут вывести на рынок данную услугу, дополнив её всяческим сопутствующим сервисом.

Наряду с этим одним из основных преимуществ собственной разработки перед сходными автомобилями предшественников XCOR именует «оборачиваемость» ракетоплана. Любой Lynx (сколько будет создано таких автомобилей — пока остается под вопросом) сможет делать по паре суборбитальных прыжков в сутки.

Что до развития проекта, то тут намечается пара увлекательных вещей.

Первое: аппарат может взять более замечательные двигатели. Как утверждает Space.com, это будут движки на метане, каковые разрешат крылатой машине запрыгивать на высоту до 200 километров.

Откуда они возьмутся? Весьма легко.

XCOR совместно с компанией Alliant Techsystems в далеком прошлом трудится над такими двигателями для лунной программы NASA и уже проводит тесты первого опытного образца (вот пресс-релиз).

Второе: при необходимости Lynx сможет не только доставлять «наверх» одного платного пассажира, но (вместо него) брать на борт какое-либо оборудование для опытов в условиях микрогравитации. А это также возможность получить деньги.

Третье: первый Lynx обязан взять модификацию Mark 2, с громадными свойствами. Данный ракетоплан инженеры XCOR собираются дополнить небольшой второй ступенью, которая сможет выводить на околоземную орбиту микроспутники.

Опробования Lynx пройдут на аэропорте в Мохаве (Калифорния), откуда когда-то летал в космос известный ракетоплан SpaceShipOne. Но место, откуда будут стартовать эти автомобили уже с туристами на борту, ещё не выяснено.

Быть может, компания на Мохаве и остановится, возможно — выберет что-то ещё.

А ещё XCOR грезит реализовывать собственные ракетопланы вторым компаниям. Но это до тех пор пока — под вопросом.

Lynx так как находится только начинаеться пути.

Суборбитальный полет на ракетоплане Lynx


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: