Ренцо пиано накрыл академию зелёными холмами
Чтобы жилось радостнее, академики из Калифорнии решили подарить себе что-нибудь необыкновенное из архитектуры. Таковой презент не валяется где попало, и они его заказали — в хорошем смысле слова.
На клич отозвались узнаваемые архитекторы, пять из которых притащили с собой макеты проектов. Но предпочтение академики отдали шестому, что пришёл легко с рисунком на бумажке.
Везучего архитектора кличут весьма мелодично — Ренцо Пиано (Renzo Piano). Вы понимаете этого итальянца по его давнишней выдумка накормить светом прозрачный небоскрёб.
Также проекта он напридумывал большое количество увлекательных и нестандартных вещей.
А в 2000 году архитектор определил о том, что Калифорнийской академии наук (California Academy of Sciences) приспичило обзавестись каким-нибудь нетривиальным строением. И Ренцо решил оказать помощь ребятам — покрыть травой академию и сделать ещё кое-чего красивого.
Любой инопланетный гость, не привыкший к современному земному «арту», заметив такое, точно мгновенно рехнулся бы.
Но пока ни один не рехнулся (фото Todd Eberle).
Мысль показалась по окончании того, как Ренцо забрался на крышу одного из строений академии в парке Голден-Гейт (Golden Gate Park), что в Сан-Франциско. Конструкция была очень сильно повреждена землетрясением, которое произошло аж во второй половине 80-ых годов XX века. Кровля была совсем уничтоженной.
В то время, когда же архитектор спустился на землю, у него сходу созрел план очередного проекта.
Под этим куполом созданы особые условия, имитирующие воздух джунглей.
В том месте же процветает соответствующая растительность (фото Todd Eberle).
Концепция проекта такова — немного поднять ландшафт парка вверх, а сами строения как бы опустить вниз. Да уж, говоря о замыслах современных живописцев, приходится время от времени сказать достаточно необычные вещи…
Планетарий (фото Todd Eberle).
Дабы пояснить оргкомитету собственную задумку, Ренцо постарался растолковать её так. Дескать, чтобы придать строениям свежий вид, а заодно добавить им устойчивости на случай будущих землетрясений, всего-то и требуется, что покрыть их — прямо сверху — живой крышей с холмами и травкой.
Дизайнерское содержание выдумки — сотворить что-то такое, прекрасно вписывающееся в округу.
Итак, «крышевать» решили следующие конструкции, находящиеся в собствености академии и находящиеся рядом между собой: планетарий, громадный аквариум (в том месте обитает около тысячи видов живности — и не только рыбы) и музей естествознания.
В этом случае Ренцо Пиано придумал проект, тесно связанный с наукой, что в архитектуре не редкость нечасто (фото Wiqan Ang/Boston Globe).
В общем, обязан оказаться пара нестандартный домик, в которого будут бродить пингвины, плавать рыбы в коралловых рифах, и начнут шляться любители поглазеть на неестественное звёздное небо.
Так и быть, согласимся с тем, что данный проём собственными рамами напоминает паучью сеть (фото Todd Eberle).
Дабы всё было не только красиво, но ещё и модно, Ренцо сделал собственный проект максимально экологически безвредным. Для освещения «подкрышного пространства» практически не нужно электричества — свет попадает через прозрачные стенки и через стеклянные люки в потолке.
Это компьютерная модель комплекса.
Праздничное открытие запланировано на 27 сентября 2008 года, так что подобное зрелище уже прейдет скоро и не за буграми (иллюстрация с сайта calacademy.org).
Строительство суперкрыши началось в сентябре 2005 года. Уже сначала работы над ней стало ясно, что итог будет чем-то не совсем простым.
По-любому, а зелёная архитектура — это, в большинстве случаев, всё те же дома, отличающиеся разве что пучками травы, растущими на стенах либо на крышах. И бетон со сталью никто не отменяет…
Другое дело — крыша в Голден-Гейт. Она будет удерживать воду, которая начнёт питать траву, а не растворять химикаты в земле — проектировщиками дано такое объяснение… Ну и ещё пара прагматичных функций — к примеру, она будет охлаждать строение.
Весна пришла — и крыша зацвела (иллюстрация с сайта calacademy.org).
Но температурная регуляция в строении оставалась бы в норме и без экстравагантного травяного покрова. Требуемые температуры и уровни влажности поддерживаются в том месте при помощи круглых окон, каковые раскрываются и закрываются в автоматическом режиме в зависимости от значений названных параметров.
Прошлым летом всё это смотрелось вот так (фото Adamsofen/en.wikipedia.org).
Да и по большому счету, изобретение господина Пиано выглядит достаточно органично. Кроме того конструкция рам самого большого окна на крыше вдохновлена паучьей сетью.
Кстати, на этих рамах заодно установлены солнечные батареи (куда без них?..), из-за применения которых и без того не большое электроснабжение музея будет снижено на 5-10%.
Вот ещё пара кадров строящейся крыши для осовремененного комплекса из музея, планетария и аквариума (фото CNET Networks).
Сам Пиано сравнивает такие структурные компоненты с пьесами, а всё строение — с симфонией. Да уж, очевидно что-то композиторское в крови у него имеется, не только архитекторское.
Но секрет не в строительных работах и тем более не в музыке. И на вопрос: «Где источник вашего воодушевления?» — семидесятилетний Ренцо Пиано задумчиво отвечает: «В подсознании… в подсознании…»