Реставрация антикварной мебели – секреты мастерства
Слово «антиквар» случилось от французского «антиквариус» (аntiquarius), что в дословном переводе свидетельствует «касающийся древности». В Римской империи так именовали переписчиков древних манускриптов. Сейчас это наименование перешло к собирателям и коллекционерам древностей.
Реставрация антикварной мебели разрешает возвращать человечеству превосходные произведения искусства прошлых столетий, воссоздавать творения великих мастеров-краснодеревщиков, демонстрировать, казалось бы, в далеком прошлом потерянные разработки.
Помимо этого, предметом реставрации довольно часто являются вещи, имеющие прямое отношение к великим людям прошлого: монархам, полководцам, ученым, поэтам, артистам и бывшие свидетелями великих событий истории. Они разрешают донести до потомков частичку воздуха в далеком прошлом ушедшей эры.
задачи профессии и Первые реставраторы
Первые реставраторы древней мебели показались еще в XVII веке. Это были мастера-мебельщики, каковые кроме создания новой мебели, восстанавливали более ранние образцы.
Необходимо заметить, что в те времена настоящая мебель была предметом роскоши, дешёвой далеко не каждому. Любой предмет мебели изготавливался вручную из самые дорогих сортов дерева, а на отделку шли самые редкие материалы.
Мебель передали в наследство, так же как и секреты мастерства ее изготовителей передавались много поколений.
В конце девятнадцатого века, в то время, когда в индустрию пришли автомобили, и началось серийное производство предметов и множества товаров домашнего обихода, бытовая мебель прекратила быть семейным достоянием и редкостью. Одновременно с этим древняя мебель ручной работы приобрела статус реликвии, произведения мебельного мастерства.
Как раз тогда и были сформулирована главная задача реставрации: восстановление начального вида предмета мебели.
Реставрация предметов антикварной мебели требует от мастера весьма многих владения и специальных знаний целым рядом профессий:
- высокой квалификации столяра-краснодеревщика;
- высокого уровня художественной подготовки;
- владения техниками и технологиями обработки разных материалов, использовавшимися в прошлом;
- глубоких знаний по истории мебели;
- высокой неспециализированной культуры.
Реставратор – достаточно редкая профессия. Образование тут – лишь первая ступень в постижении этого сложного, многогранного и увлекательного дела.
Реставраторами-специалистами становятся лишь годы спустя, в то время, когда через руки молодых столяров пройдет несколько дюжина гамбсовских стульев, кроватей стиля «Жакоб» либо предметов, выполненных в технике маркетри.
мебельные хитрости и Аромат древности
Выражение «запах в далеком прошлом ушедшей эры», не смотря на то, что и поэтично, но имеет под собой материальную базу, в случае если сказать о древней мебели. Ее запах мы ощущаем в музеях, библиотеках, театрах, ветхих квартирах, которыми владел таким же пожилым жителям.
Источником неповторимого и притягательного запаха являются сундуки, шкатулки и ларцы из камфорного дерева. Многие люди слышали наименование «розовое дерево» и по аналогии с тёмным и красным, считают, что оно свидетельствует цвет древесины.
В действительности розовое дерево при распиливании, вправду издает запах розы, что сохраняется много лет. При реставрации на протяжении ошкуривания таковой мебели чувствуется узкий приятный запах.
Увлекательная подробность: задняя стена шкафа, изготовленного из древесины хвойных деревьев либо липы, и выдвижные коробки тумбочек и шкафов и внутренние плоскости сундуков из того же материала ни при каких обстоятельствах не покрывались лаком. Это делалось чтобы сохранить приятный запах свежей древесины.
Со своей стороны, неотлакированная древесина вбирала в себя запахи содержимого. Особенно ласковый запах с годами получали женские туалетные столикиСовременные туалетные столики с несложным, но изысканным дизайном.
В этих обстоятельствах в задачу реставратора входит, по возможности, сохранить эти неповторимые запахи, придающие изделиям особенную сокровище.
Но существует «амбре», с которым приходится бороться, к примеру, застарелые запахи пищи в древних буфетах, а особенно стойким запахом владеют разные лекарства, пробравшиеся в волокна дерева. Чтобы избавить от него мебель, реставраторы расчищают поверхность до чистого дерева, снимая слой древесины, пропитанный лекарствами.
В качестве наполнителя в древней мебели применяли хлопковую вату, морские водоросли, конский волос. Ни в одном из этих материалов не заводится плесневой грибок, источник плохого запаха в мебели.
Исходя из этого настоящую добротную антикварную мебель, изготовленную ранее финиша девятнадцатого века, возможно выявить по приятному запаху. А вот с конца позапрошлого века, дабы сэкономить, мебель стали наполнять лыком, волокнистым веществом, находящимся под корой древесного ствола и являющимся хорошей питательной средой для плесневых грибков и бактерий.
Дабы стереть с лица земли запах тления нужно всецело заменить набивку.
Один из злейших неприятелей реставраторов – мебельный жук. Так, мастера и хранители антикварной мебели именуют целое семейство насекомых, пожирающих древнюю древесину: древоточца, шашеля, точильщика и домового жука.
Дабы выжить из мебели сапрофитов, пораженную древесину обрабатывают жидкостями и спреями, ядовитыми для насекомых. А вот повреждения, нанесенные мебели домашними и людьми животными, реставраторы мебели именуют «следами бытования».
Это пролитые краски и чернила, белые кружочки, покинутые тёплыми чашками, царапины и порезы на столешницахСтолешницы: навести порядок, выделить стиль, сколы шпона, резьба, погрызенная собакой, следы от когтей на колоннах буфета – все это следы бытования. Сокровище некоторых предметов состоит как раз в следах бытования, если они некогда принадлежали какому-нибудь историческому лицу.
С другими следами бытования реставраторам приходится храбро и непримиримо бороться, дабы вернуть изделию первозданный вид.