Роботы-американцы на марсе. часть первая: собрались с духом

Леди и джентльмены, Марс! — и на экранах панорамные снимки Красной планеты. Что ни скажи, но заявление американцев раздалось весьма эффектно, в особенности — на фоне пропажи европейской «гончей» Beagle 2. Возможно не разделять чересчур шумной эйфории США, но суперсовременный робот-шпион на поверхности чужой планеты – это несомненное достижение.

Пара мин. спуска в воздухе и серия высоких прыжков в громадного надувного шара, необычной подушки безопасности — так 4 января 2004 года закончился космический полёт в один финиш корабля NASA.

Сейчас вездеходу предстоит прогулка по камням и песку.

Первые чёрно-белые снимки, переданные ровером Spirit («Дух») из кратера Гусева, показывают обычный для Марса мёртвый пейзаж.

Но эти орбитальных аппаратов говорят, что в далёком прошлом данный кратер, размером, к слову, со штат Коннектикут, был озером.

Один из первых снимков из кратера Гусева (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

С одной из сторон в него «вливается» долгая глубокая равнина, возможно прорезанная потоками воды.

Потому как раз в этом кратере целесообразны поиски следов судьбы. Follow the Water («Следовать за водой») – так обозначена научная стратегия робота.

Но пройдёт ещё девять либо десять дней, перед тем как шесть колёс марсианского исследователя коснутся грунта.

Необходимо подробно проработать замысел путешествия, накопить энергию от солнечных батарей, развернуть на посадочной платформе трап для вездехода, проверить электронику и другое.

Диаметр колёс 25 сантиметров. Подвеска разрешит машине преодолевать камни высотой с колесо (иллюстрация с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Как выяснилось, солнечные элементы аппарата снабжают лишь 83% от запланированной мощности.

Не смотря на то, что таковая недостача и вынудит экспертов, управляющих вездеходом, принимать меры для экономии энергии, электричества с целью проведения миссии однако хватит.

Ещё техников мало тревожит чёрный объект в одном из углов аппарата. Наверное — это загрязнённая и скомканная часть надувной подушки, смягчившей удар при падении автомобили на поверхность.

Но в этот самый момент, в неспециализированном-то, неприятностей не ожидается.

Spirit оборудован, как заправский полевой геолог: цветные стереокамеры и инфракрасная аппаратура, богатый комплект инструментов на выдвижной механической руке.

Роботы-американцы на марсе. часть первая: собрались с духом

Spirit находится тут. Взор с орбитального аппарата Mars Global Surveyor (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

В частности, микроскоп, гамма-спектрометр а также маленький бур-дробилка, разрешающий роботу взглянуть – что у выбранного учёными валуна в.

Благодаря выдвижной штанге с камерой, Spirit сфотографировал сам себя (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

Из любопытных изюминок вездехода необходимо подчеркнуть теплоизолированные и покрытые золотом стены отсека для электроники, каковые удерживают температуру в в диапазоне от – 40 до +40 градусов Цельсия.

Как на солнце, так и ночью, в то время, когда наружная температура падает до 96 градусов мороза.

Не смотря на то, что большая скорость вездехода образовывает 5 сантиметров в секунду – средняя будет в пять раз меньше.

Робот запрограммирован на постоянное перемещение в течение 10 секунд, после этого – анализ и остановка обстановки.

Пускай неспециализированное управление (выбор объектов для детального изучения) будет осуществляться с Почвы, тактику передвижения машина вычислит сама.

Круговая панорама с места посадки Spirit (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

Открытия миссии обещают появляться тем более полезными, что ландшафт в точке, где находится Spirit, заметно отличается от любого из участков поверхности Марса, каковые были изучены прошлыми визитами американских посадочных модулей на Марс: двумя Viking во второй половине 70-ых годов двадцатого века и Mars Pathfinder в 1987-м.

Кратер Гусева.

Справа внизу ущелье — бывшая река. Данный снимок сделан ещё АМС Viking . Жёлтый овал — расчётное место посадки Spirit (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

А 25 января 2004 года на противоположенной стороне Марса обязан сеть близнец Spirit – Opportunity. Его точка приземления кроме этого выбрана по геологическим соображениям: тут, по предварительной оценке, взятым с орбиты, находятся нужные ископаемые, каковые учёные традиционно связывают с водой.

Американцы идут на необычные меры, дабы максимально повысить шансы на успех всего проекта. Несколько, которая руководит обоими марсоходами, кроме того собственный режим работы, сна и питания перевела на 25-часовые марсианские дни.

Главные узлы американского марсохода (изображение с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Похоже, что $820 миллионов, израсходованных американцами на проект, не пропадут понапрасну. Тем более, что они проектируют и испытывают целую плеяду будущих планетоходов.

На фоне европейской неудачи, разумеется, как раз из америки направляться ожидать самых свежих новостей в области изучения планет.

Продолжение направляться.

Американцы уже давно летают на Марс . Но,как ????


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: