С парусом в руках
НА ЛЫЖАХ. Возможно кататься под парусом на лыжах, не устанавливая на них мачту (см. «М-К», 1982, № 12), а просто держа его в руках сзади себя.
Таковой парус имеет ромбовидную форму, натянут на крестовину и складывается из грота и стакселя. Достаточно, дабы их площадь составляла 5 м2 и сохранялось примерное соотношение 1 : 3.
Крестовина образована из двух шестов длиной 3,5 и 3 м, каковые в перекрестье связываются между собой под прямым углом мягким шкертиком либо стягиваются кожаным ремешком. Шкаторина грота, прилегающая к поперечному шесту — будем именовать ее нижней, — пришнуровывается к нему через последовательность люверсов либо подвязывается пришитыми тесемками.
Соответствующая шкаторина стакселя, как ей и надеется, остается свободной. По всему периметру паруса накладывается шов, в который заделывается ликтрос из узкого, лучше капронового, троса так, дабы возможно было углы полотнища, усиленные боутами, привязывать к финишам шестов.
Паруса шьют из лавсана, дакрона, парусины, авизента, фильтромиткаля и т. п.
Если вы желаете сделать конструкцию более компактной в транспортировке — разборной, изготовьте шесты составными: из дюралюминиевых трубок либо бамбуковых палок.
Методы их соединения — самые разные. В таком варианте полотнище складывается в портфель, части перекладины — в чехол. Закинув все это за пояснице, возможно продолжать катание на лыжах и без паруса.
Пара слов о технике пользования парусом.
Перемещение нужно затевать, поднявшись спиной к ветру и держа парус на вытянутых вверх руках горизонтально, стакселем к себе. После этого быстро, рывком перебрасывайте его за пояснице, чуть пригнувшись сейчас, и набирайте скорость на курсе фордевинд.
Находитесь прямо, удерживая в обширно у расставленных руках поперечный шест, крестовина прижата к пояснице, стаксель развёрнут к почва.
Парусное оружие:
1 — стаксель. 2 — поперечный шест,3 — боут, 4 — люверс, 5 — грот, 6 — продольный шест, 7 — шнур обвязки, 8 — отверстие обвязки шеста.
Техника катания с парусом.
На бакштаге лыжник пара переносит тяжесть тела на «наветренную» ногу, разворачивая стаксель к ветру. На галфвинде нога еще более сгибается в колене, парус наклоняется посильнее, одна рука находится на продольном. шесте.
При переходе к бейдевинду данный шест ставится практически горизонтально, корпус очень сильно «вынесен» на ветер.
При остановке, чуть согнувшись вперед, перебрасывают парус через себя прямо на снег и тормозят «плугом».
Повороты делают по громадной дуге, медлительно переступая.
При ветре 4—8 м/с скорость лыжника под парусом может быть около 50 км/ч. Причем довольно часто удается буксировать одного, в противном случае и двух человек по ровному полю либо заснеженному льду.
НА КОНЬКАХ
С парусом в руках возможно кататься не только на лыжах, но и на коньках. Кроме того более удачно: с громадными скоростями, повышенной маневренностью.
Продолжительное время конструкция «движителя» оставалась практически без трансформации — такой же, как используемая длялыж.
Лишь в самые последние годы в Швеции попытались сделать парус пятиугольным и пара перестроить его раму — стало эргономичнее «нести движитель», манипулировать им. Кстати сообщить, шведы сейчас выступают законодателями катания на коньках с парусом, н во всей Скандинавии оно уже завоевало признание как новый вид спорта: созданы национальные федерации, каковые выполняют международные соревнования и чемпионаты страны.
Площадь паруса осталась прошлой — около пяти метров2, но само полотнище стало целым — без разделения на стаксель и грот. Рама составляется из дюралюминиевых труб маленького диаметра: ровно посередине проходит центральный шест, перпендикулярно ему на протяжении меньшего основания — нижний.
Еще две перекрещивающиеся под маленьким углом трубы-распорки — верхние скреплены шкертиком либо ремешком, а финиш каждой из них связан с другой тросиком. Так, полотнище хорошо «сидит» на раме лишь в нижней ее части, потом набивается только по углам и на протяжении середины — по шесту: в зависимости от натяжения образуется и величина «пуза», но, его стремятся сделать мельче.
Пента-парус для катания на коньках:
1 — нижний шест (труба, дюралюминий O 20 мм), 2 — центральный шест (O 30 мм), 3 — соединение тросом, 4 — перекрестье, 5 — верхние шесты (O 20 мм), 6 — обвязка шнуром (размеры ориентировочные).
Приемы управления парусом:
1 — на старте, 2 — при разгоне. 3 — на фордевинде, 4 — правый галс, 5 — левый галс, 6 —смена галса, 7 — остановка
При перемещении спортсмен берется одной рукой за центральный шест, а второй — за один из верхних. Пребывав с подветренной стороны, он держит корпус пара наклонно — «ложится в парус», уравновешивая давление ветра.
Наряду с этим трудится обычно только один конек: уменьшение площади скольжения дает прирост скорости. При уваливанки, в то время, когда ветер делается более попутным, парус неспешно переводится за пояснице.
Приводясь к ветру, выводят его вперед, уменьшая «угол атаки».
Разгон начинают, держа полотнище, за обе верхние трубы, и, подняв его горизонтально над головой, энергично отталкиваясь коньками, набирают скорость. , В один момент неспешно опускают парус, переводя его в положение, соответствующее направлению ветра.
Так же действуют при смене галса и особенно при остановке, помогая тормозить еще и коньками. Последние, действительно, не совсем простые: по длине приблизительно такие же, как беговые, но высота в несколько раз выше.
Но в полной мере возможно пользоваться и хоккейными и достигать на них скорости в пара десятков км/ч.
В.
ТАЛАНОВ