Совет 1: даосизм и конфуцианство: единство и борьба противоположностей
Со стороны может показаться, что все азиатские философские течения однообразны: созерцание, размеренность и самосовершенствование. Но это чувство обманчиво.
На столь схожем фундаменте выросла масса диаметрально противоположных учений, хорошим примером отличия между которыми являются конфуцианство и даосизм.
Вопрос «Кто поет? » — 2 ответа
Конфуцианство зародилось первым, начавшись с одного человека. Конфуций еще при жизни был легендарной личностью, а потому имел громадной вес в политике – вследствие этого созданное им учение было фактически официальной национальной религией.
Главная его мысль заключалась в развитии и самосовершенствовании личности. Идеал человека в конфуцианстве не через чур отличается от принятого в Европе: во главе угла стоит доброта, которая опирается на уважение к окружающим, отсутствие и честность отрицательных качеств, таких как бешенство, жадность и похоть.
А конечная цель успехи личного совершенства – большая публичная полезность, работа на благо народа.
Показавшийся пара позднее даосизм можно считать ответной реакцией на национальное учение. Цель даосы преследовали аналогичную: рвение к идеалу.
Но способы были диаметрально противоположны, давая человеку пищу для размышлений и ставя его перед важным выбором.
Главная мысль контркультуры пребывала в пассивности. Как и в конфуцианстве, тут не приветствовалось подверженность и яркое выражение эмоций страстям.
Но вместо занятия активной позиции «исправления себя», даос пробовал занять позицию стороннего наблюдателя, принимая собственное, измученное страданиями, сознание, как что-то внешнее и ему не принадлежащее. Прямая противоположность национальному строю проявляется и в конечной цели самосовершенствования — достижении «мирового равновесия».
Ни о какой работе на общество даосизм кроме того не вспоминал (почему воспринимался как перемещение анархистов). Совершенный человек есть личностью сам по себе, без привязки к надуманным этическим нормам и, тем более, национальному благу.
В космических масштабах каждая этика не играется никакой роли, а потому даос обязан поступать легко по наитию.
Такая отличие позиций выливается в еще одно фундаментальное несоответствие: взор на устройство мира. Конфуцианцы, аргументируя себя к деятельному развитию и решительным действиям, дробили мир на «левое» и «правое», строго относя вещи или к хорошим, или к отрицательным и разлагающим.
Их соперники, наоборот, не нуждались в этом: отрешенная и пассивная позиция разрешала даосизму принимать окружающее в широком спектре, видя как нейтральные поступки, так и частично склоняющиеся в какую-то сторону.