Тасманийский паром скользит по волнам на авиадвигателях
В этом проекте морского судна авторы решили совместить идеи из нескольких областей техники. И всё чтобы в один раз пассажирский паром на крыльях сумел… Нет, не взлететь, а всего лишь поплыть.
Но поплыть очень скоро.
Австралийская компания Commercial Naval Architects (CNA) специализируется на проектировании судов самого различного класса. Энное число моторных яхт, барж для руды либо лодок для дайверов, созданных ею, уже плавает в океанах.
Но громаднейший интерес приводят к перспективным проектам CNA.
Среди них – два пассажирских судна, одно из которых как будто бы приплыло к нам из прошлого, а второе, наоборот, очевидно нацелено в будущее.
Каких лишь проектов (как бумажных, так и уже реализованных в металле) скоростных судов мы сейчас не видели. Не считая в далеком прошлом друзей, но другой раз появляющихся в необыкновенном виде аппаратов на воздушных подушках и подводных крыльях, и экранопланов.
Инженеры выдали нам рекордный прокалыватель волн, и футуристический боевой катер с малой площадью ватерлинии, и грузовые пентамараны, и скоростной десантный паром, практически не оставляющий за собой следов на воде.
Полулетящий, полуплывущий паром обязан развивать громадную скорость, но её правильного значения в проекте нет (иллюстрация Commercial Naval Architects).
Думается, удивляться в данной области больше нечему, но вот дизайнер CNA Дэвид Макглинчи (David McGlinchey) создал гибрид водоизмещающего экраноплана и судна – «Тасманийский экспресс» (Tasman Express).
Сообщите – любой экраноплан и без того может плыть как водоизмещающее судно. Но тут план другой – воздушные крылья Tasman Express относительно маленькие, они не смогут оторвать его от поверхности воды, а только приподнимают, уменьшая площадь соприкосновения корпуса с водой.
По краям крыльев – боковые поплавки, трудящиеся не столько на поддержку веса автомобили, сколько на устойчивость.
Авторы проекта считают, что лишь совместная работа двух типов движков, а в ряде обстановок – их работа по отдельности, придаст парому должную экономичность (иллюстрация Commercial Naval Architects).
Логично задать вопрос, раз воздушные крылья тут не вычислены на полноценный полёт, как у экраноплана, из-за чего тогда просто не воспользоваться подводными крыльями? Разумеется, вследствие того что последние мешают при маневрировании на мелководье.
И необходимо или исключить попадание судна в том направлении, где оно может повредить подводные крылья, или выполнить их подъёмными, что очень сильно усложнило бы проект. Так что это судно — экраноплан только частично.
Гибрид Tasman Express, по плану его автора, будет приводиться в перемещение гибридным же методом – под водой, скрытые в задней части главного корпуса, будут трудиться четыре замечательных водомёта, а в воздухе – пара авиационных газотурбинных двигателей, закреплённых под крыльями.
61-метровый паром обязан вмещать 500 пассажиров и 20 членов экипажа.
Из изюминок дизайна Tasman Express привлекает внимание эллиптическая (в плане) форма надстроек и корпуса. Макглинчи считает, что это решение разрешит его судну, во-первых, испытывать меньшее тормозящее воздействие со стороны волн (само собой разумеется, на громадной скорости, в то время, когда корпус будет немного поднят вверх), а во-вторых – меньшее воздействие со стороны ветра, причём, дующего с любого направления.
Округлые формы надстройки разрешили сделать рулевую рубку с прекрасным 360-градусным обзором, а под ней – нарисовать ресторан, с таким же красивым видом.
Слова из известной песенки «…И плохо, и плохо негромкий движение» для этого современного теплохода подходят идеально (иллюстрация Commercial Naval Architects).
Австралийская компания уверен в том, что комбинация тримарана со относительно мелкими воздушными крыльями, достаточными, дабы уменьшить осадку аппарата на ходу, но не создающими значительного сопротивления, разрешит этому парому стать одновременно и стремительным, и экономичным.
Любопытно, что наровне со скоростным пассажирским аппаратом, австралийцы, по всей видимости в пику, создали проект «очень медленного» судна. Для чего?
Его цель совсем другая.
Колёсный (чуть было не сообщили «пароход», но тут дизели, а не паровая машина) теплоход, снаружи стилизован под американские колёсные пароходы начала XIX века. И, как нетрудно додуматься, обязан служить для развлечения туристов.
Интерьер нового «колёсника», пожалуй, находится вне времени (иллюстрация Commercial Naval Architects).
Технически данный 40-метровый «колёсник» в полной мере современен. Только снаружи он навевает мысли о глубокой старине, но спроектирован от киля до вершин труб – всецело с нуля.
500-тонное судно должны приводить в перемещение два 500-сильных дизеля, каковые обеспечат 260 пассажирам вдумчивое созерцание окрестностей на большой скорости аж в 10 узлов (18,5 км/ч).
Австралийцы очень детально продумали собственные проекты, но единственное, что до тех пор пока остаётся в них неясным – возможность воплощения. А жаль, поскольку Paddle Wheeler, другими словами — «колёсник», весьма здорово смотрелся бы в паре с крылатым Tasman Express.