Uav: беспилотные аппараты хотят летать рядом с нами

В полной мере быть может, что к 2007 году дистанционно управляемые самолеты будут допущены в «гражданское» воздушное пространство. Другими словами, аппараты-роботы будут летать в том месте же, где и пассажирские лайнеры, причём на равных.

Что, страшно?

NASA в сотрудничестве с армейскими (US Navy) и учёными собирается в ближайшие пять лет убедить Федеральное управление авиации (US не сильный Aviation Administration — FAA) в том, что полёты беспилотных аппаратов вместе с простыми самолётами полностью надёжны. В качестве доказательств в FAA будут представлены результаты опробований, каковые уже проводятся, возможно сообщить, удачно.

Дистанционно управляемые самолеты именуются UAV — «безжалостные» (Unmanned) либо необитаемые (Uninhabited) воздушные транспортные средства (Aerial Vehicles).

Разработкой UAV?ов американское Минобороны (Department of Defense — DoD) занимается с конца 80-х годов прошлого столетия, и в 90-х добилось заметных удач. DoD вместе с NASA сначала поделили UAV?вы на три категории в зависимости от дальности их полётов: Close Range — полёты «поблизости» до 50 км, Short Range — до 200 км и Endurance — продолжительные полёты на расстояние более чем 200 км.

С возникновением новых разработок первые две из названных выше категорий были объединены в одну Тактическую программу (Tactical UAV Program) — тут такие UAV?ы, как Pointer, Pioneer, Exdrone и другие. К Tactical UAV добавилась и новая — некая «корабельная» категория (Shipboard category).

Global Hawk

Что же касается UAV?ов, талантливых преодолеть 200 км и больше, то сейчас это именуется «Высотной программой» (High Altitude Program), а «правят бал» тут узнаваемый по Афганистану и Косово Predator, и беспилотные замечательнее — Global Hawk и DarkStar.

"Наверное," применением UAV?ов в военных целях американцы довольны — о Future Combat Systems с их участием мы уже говорили. Эти удачи навели армейских и NASA на идея о потенциальном гражданском применении беспилотных воздушных транспортных средств, для чего уже выведены три категории мирных UAV?ов: Local, Regional и всё та же Endurance.

На данный момент в разработку гражданских беспилотных аппаратов вовлечены около 20 компаний, каковые предлагают более сорока разных конфигураций UAV?ов: 18 локальных (к примеру, Cypher, Aerobot FS-24…), 10 региональных (Skyeye, Hunter…) и 13 «водителей-дальнобойщиков» (Raptor, Chiron…).

Миссия армейских беспилотных аппаратов известна и предельно ясна — это разведка, уничтожение целей, доставка грузов и тому подобное. О транспортировке UAV?ами воинов обращение, (возможно, пока) не идёт.

DarkStar

То же самое и с гражданскими — им отводится всё та же разведывательская работа: тушение и профилактика лесных пожаров, контроль за сельхозугодиями и без того потом. Кроме этого вероятна грузоперевозка, а о пассажирских UAV?ах на данный момент, слава Всевышнему, никто и не заикается.

Кстати, в последних числах Марта 2002 года компании Bauer?s Environmental Research Aircraft и Sensor Technology собираются продемонстрировать возможности UAV?а, что именуется Helios. Данный достаточно узнаваемый аппарат, трудящийся на солнечных батареях, будет оборудован инфракрасной камерой, дабы узнать лучший результат для сбора урожая кофейных зёрен на гавайских кофейных плантациях.

А 13 марта 2002 года в Нью-Мехико NASA совершила опробования другого UAV?а — очень футуристичного на вид четырёхкрылого самолёта Proteus. Лётчики-инженеры и испытатели, проводившие опыт, сохраняют надежду, что результаты как раз этих опробований будут содействовать успешной интеграции «необитаемых» самолётов в национальное воздушное пространство.

Uav: беспилотные аппараты хотят летать рядом с нами

В UAV’а людям делать нечего

По сути, эти опробования были тестом на безопасность: UAV, а правильнее его создатели и сочувствующие им деятели из NASA и US Navy, должен был доказать, что он не будет «влететь в второй самолёт» (fly into other aircraft).

Опробования представляли собой то, что у лётчиков именуется «игра в цыплёнка» (game of chicken). Цыплёнком был UAV Proteus, оборудованный радиолокационной совокупностью Skywatch, трудящейся по принципу «видеть и избегать» (see-and-avoid — DSA).

Известный Predator

Она сканирует воздушное пространство на 30 с лишним километров около оборудованного ей самолёта и засекает ответные радиосигналы (transponder radio signals). Кроме Skywatch, на UAV?е были установлены и другие датчики, основанные на радарной либо инфракрасной разработках (infrared or radar technology), дабы найти самолёты без transponder-сигналов.

«Игрались» с управляемым с почвы «цыплёнком» реактивные F-18, кроме этого оборудованные Skywatch. Именно поэтому ПО, самолёты, на которых оно установлено, выявляют друг друга, по окончании чего оборудование всегда обменивается данными о скорости и курсе самолётов, вычисляя, как избежать столкновения и передаёт эти на землю.

F-18 по одному и по двое заходили на Proteus?а с различных направлений, высот, под углом и без того потом, дабы проверить, смогут ли датчики на UAV?е найти самолёт и просчитать возможности столкновения — всего было разыграно 18 сценариев.

Proteus, что игрался в «цыплёнка» с двумя F-18

Skywatch Proteus?а всегда исправно передавал данные диспетчеру в аэропорт, эти чётко отображались на экране, что разрешило диспечерским выбирать для Proteus?а новый надёжный курс.

Отчёт NASA об опробованиях заканчивается оптимистической фразой: «Интеграция UAV?ов в национальное воздушное пространство должно быть одобрено Федеральным управлением авиации».

Неужто им не страшно производить беспилотные «безжалостные» «необитаемые» аппараты в «гражданские» воздушные коридоры? Удастся ли убедить FAA, у которой сейчас и без того забот по горло?

Лучшие ударные беспилотные аппараты в мира 2017


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: