Вело-мото с пулемётом: первый броневик родился в 1899 году
Мужчина на фото выглядит, как подлинный джентльмен, но едет в какой-то необычной велоколяске, да ещё и с пулемётом. Кто же его так разозлил? Бурские республики Южной Африки — Оранжевое Трансвааль и свободное государство, с которыми Англия билась с 1899-го по 1902 годы.
Республики эти стали британскими колониями, действительно, коляска тут ни причём.
Прямо в начале закончим историю про войну с бурами. Африканцы, не хотя терять власть, оказали англичанам самое важное сопротивление.
Громадны были и утраты среди кавалеристов-разведчиков, с которыми расправлялись буры-снайперы. Вот с ними-то и должна была, по идее, совладать пулеметающая четырёхколёсная мотоколяска.
Не удивляйтесь — это первое бронированное транспортное средство (Armored Fighting Vehicle — AFV) в мире, и первый боевой мотоцикл, одетый хоть в какую-то броню.
Так уж у нас, человеков, повелось: показалось что-то новое — в первую очередь пулемёты, а потому уже всё другое. Вправду, с момента разработки Генри Фордом того, что принято вычислять чуть ли не первым автомобилем, до отечественного «броневицикла» прошло всего-ничего.
Отечественные дни. США.
Радиоуправляемая модель квадроцикла Симмса продаётся за $18 (фото rctankcombat.com).
Судите сами, лишь во второй половине 90-ых годов XIX века Форд выехал в мир на своём квадроцикле (Quadricycle), что собрал для самоувеселения, а уже в 1899-м в Ричмонде общественность заметила британца фактически на такой же коляске, но уже с пулемётным станком.
Пришло время назвать имя английского изобретателя. Его кликали Фредерик Симмс (Frederic R. Simms). Доподлинно неизвестно, как именовалось это уничтожения и грозное средство передвижения. Более-менее довольно часто видящееся наименование — «Бронированный квадроцикл Симмса» (Simms?
Armoured Quadricycle).
Но, по солидному счёту, обозвать это трудновато, поскольку: ещё не автомобиль, уже не мотоцикл (колёс многовато), но — мало велосипед. Да-да, пулемётчик имел возможность ехать на педальной тяге.
На древней фотографии непросто что-либо рассмотреть, но похоже, что на левой ручке руля болтается велосипедный звонок. Было бы вдвойне забавно, в случае если это так.
Учитывая пулемёт «Максим» калибра 7,62 мм, само собой разумеется.
Что касается мощности, то в этом замысле квадроцикл Симмса, прямо скажем, не блистал. Позади был установлен французский одноцилиндровый двигатель De Dion всего-то на полторы лошадиные силы.
Основной же инновацией, как нетрудно додуматься, был не пулемёт, показавшийся для тех времён сравнительно не так давно — в первой половине 80-ых годов XIX века. Новаторским был щиток из брони, кое-как закрывавший грудь и голову согнувшегося у руля джентльмена, сосредоточенно выискивающего через амбразуру обреченную цель.
взглянуть на Симмса ещё раз. Поближе.
Не светло, из-за чего Симмс не прикрыл бронёй всю фронтальную часть, поскольку под пулемётом были установлены коробки с патронами. Быть может, изобретателя тревожила неприятность избыточного веса, которая в итоге и сгубила бронированные мотоциклы — об этом ниже.
И вот представьте себя на месте буров, на которых «с налёта, с поворота» выезжает не привычный снайперскому глазу кавалерист, а вовсе кроме того прячущий буйну голову за щитком сердитый мотовелосипедист с пулемётом.
Однако наезднику надеялось бы являться и водителем, и стрелком в один момент, а для этого, нужно думать, нужны определённые навыки. Помимо этого, как мы не забываем по фильмам, «Максим» обслуживали двое: один стреляет, второй ленту подаёт.
Так или иначе, как показывает фотоснимок, рвущийся в бой британец в котелке и костюме верхом на таковой коляске являл собой не грозное, а, скорее, милое зрелище. В какой-то мере, хрупкое создание.
Значит, неудивительно, что ни Оранжевое государство, ни Трансвааль не сталкивались в сражении с этим транспортным средством.
Справедливости для нужно подчернуть, что начинание Симмса однако было оценено потомками. Бронированные щитки вошли в обиход армейских уже в Первую Мировую, лишь ставили их на простые мотоциклы с коляской для защиты сидящего в ней пулемётчика.
Landsverk 210 — итог шведского бронирования мотоцикла Harley Davidson.
Дальше вторых в деле бронирования мототехники зашли, кстати говоря, шведы, перевоплотившие Harley Davidson фактически в танк называющиеся Landsverk 210.
Прослужив в армии всего год с 1932-го по 1933-й, данный «БТР» был уволен, по причине того, что броня и сталь лишили мотоцикл скорости, проходимости и манёвренности.
В том-то и дело. При всей собственной курьёзности квадроцикл Симмса сохранял лёгкость, в то время как последующие опыты приводили к на уникальность неудачному компромиссу: ни полноценных мотоциклов, ни обычных броневиков сделать не получалось.
Выходила середина, причём никак не золотая.
Так, последние опыты на этом неблагодарном поприще датированы 1940-ми.
Ясно, что во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века Фредерик Симмс, как ни всматривался в амбразуру «Максима», для того чтобы провального будущего для собственного детища заметить не имел возможности. В амбразуру по большому счету тяжело обнаружить будущее.
Но его казусный квадроцикл до сих пор воображает некий интерес. Вы так как прочли эту статью, не так ли?