Виндсерфинг: приз «м-к» — у «орбиты»
Возможно смело утверждать: Всесоюзные соревнования «Приз Храбрецов Космоса» сейчас популярнейшие состязания поклонников виндсерфинга. В прошлом году на ни» съехалось около 170 спортсменов, входивших в 32 команды.
Старт принимали олимпийские «Виндгляйдеры» и доски свободного класса. Победили у мужчин мастер спорта интернационального класса В. Заросло» («Водник»|, мастер спорта Ю. Кузнецов («Орбита») и Янис Озопс (республиканский Центральный яхт-кпуб, Рига); у дам — Ю. Казакова, И. Склемина (обе из «Водника») и ленинградка М. Дубинко.
Командное первенство у сборной Армии.
САМОДЕЛЬНЫМ ДОСКАМ — СИМВОЛ КАЧЕСТВА
«Отечественные доски лучше фирменных», — с гордостью говорили многие участники встречи.
И в действительности, на соревнованиях было представлено много уникальных по техническому ответу самодельных снарядов.
Вот одно из таких новшеств.
на данный момент энтузиасты виндсерфинга освоили новую, более идеальную разработку изготовления корпуса в вакууме. Конструкция упрочнилась, в ней более равномерно, без «пузырей» распределяются исходные материалы.
Выявилась возможность оставлять внутренний комплект из пенопласта (60 дм3 правильно постройки) только для усиления, а не укладывать целые, как ранее, страницы. Доска стала более легкой и упругой, улучшились ее ходовые качества, тверже сейчас поставлен шверт.
Обучились умельцы и «наматывать» стеклопластиковые мачты. Особенно прекрасно отработано это у ленинградцев, занимающихся постройкой досок в кораблестроительном университете, у энтузиастов секции серфинга общества «Орбитам из подмосковного Калининграда.
Как раз «Орбита» взяла на соревнованиях приз отечественного издания. Он был вручен токарю Александру Сарычеву.
Дело в том, что все спортсмены тут выступали на самодельной матчасти: корпуса, мачты, кроме того паруса собственного изготовления. Причем заняли высокие места.
Применив «вакуумный»способ, они снизили вес досок до минимума— 18 кг, не уменьшив их прочности. Разработка пара сложнее простой, считают специалисты, но получается парусная доска с качествами лучшими, чем у известной всему миру компании «Виндгляйдер».
СЕРФИНГ — СПОРТ ЮНЫХ
Серфинг в последнии месяцы существенно помолодел: на Всесоюзных, очень представительных соревнованиях практически треть спортсменов была моложе 18 лет. Самый юный — шестиклассник Сережа Васильев из «Орбиты».
Принимали участие и полностью молодежные команды. К примеру, минские спартаковцы — сплошь восьми- и девятиклассники, но уже обладатели первых взрослых разрядов.
Тренер ребят Анатолий Перепелкин говорит, что у них в «Спартаке» серфингом начинают заниматься с 4—6-го класса. Ходят сначала на малых парусах — 3—3,5 ма: привыкают к доске, фиксируют верную стойку, обучаются управлению, «отыскивают» ветер.
И лишь позже приобретают взрослые боеприпасы.
Парусная доска свободного класса (В — обмерная ширина, в — контрольная ширина центральной части доски между К и М на высоте 22 мм; сечение А — А условное в границах К — М, Вmin = 450).
До тех пор пока минчане участвуют в гонках на польских по большей части корпусах, но к стартам следующего года будут подготавливаться уже на самодельных «Монотипах», каковые планируют построить в собственных мастерских.
В ВОЗМОЖНОСТИ — «СВОБОДНЫЙ» КЛАСС и МОНОТИП
По окончании соревнований мы разговаривали со старшим тренером сборной СССР по виндсерфингу Юрием Щеглоковым. Он подчернул, что в первой половине 80-ых годов XX века в официальных гонках будут принимать участие доски «Монотип» (отечественный национальный класс) и свободного класса.
Введение «свободных» досок разъясняется не сильный возможностями индустрии. Так, «Виндгляйдеры» производит по лицензии в очень ограниченных количествах лишь Таллинская верфь; «Моиотипы» — Лыткаринский завод, Лазаревская верфь, колхоз «Маяк».
В Феодосии делают составные «Мустанги». Словом, поле для самодеятельности так же, как и прежде остается открытым.
Что же представляет собой парусная доска свободного класса?
Корпус ее возможно изготовлен из фанеры, дерева, пластика, стеклопластика. В нем в обязательном порядке должно пребывать не меньше 60 дм3 пенопласта с закрытыми порами для обеспечения плавучести.
Углепластик, титановые сплавы, органические высокомодульные волокна как материалы конструкции любого элемента судна не допускаются.
Большая протяженность доски 3900 мм, а с оковкой для буксирного финиша 3920, обмерная ширина — не меньше 630 мм, вес — не меньше 18 кг (с плавником).
Расстояние по вертикали между обмерными линиями палубы и днища не более 165 мм. Корпус должен иметь такую прочность, дабы при нагрузке 160 кг, равномерно распределенной в пределах ±: 300 мм от гнезда мачты, на нем не было бы на плаву никаких деформаций: неспециализированной, местных, остаточных.
Все выступы на палубе из-за мыслей травмоопасности нужно делать с радиусами кривизны более 15 мм. В воде под доской со всем ее гоночным оружием не должно оставаться какого-либо продольного воздушного канала, идущего на протяжении всего днища.
Установка ножных ремней запрещена.
К шверту серфера предъявляется требование плавучести, запрещается руководить им на расстоянии: Посредством линей, финишей и пр.
Вставлять его нужно ферху, а выступать ниже обмерной линии дна он может на более чем на 700 мм. Запрещается кроме этого иметь три и более плавников; в случае если их два, то находятся они на одном расстоянии от транца, но не потом 700 мм от него.
Плавник не должен выступать над палубой либо уходить более чем на 300 мм в глубину.
На мачту наложено меньше ограничений, строитель тут более свободен в выборе, а конструкция гика, метод его крепления к парусу и мачте по большому счету произвольны.
Но высота мачты от поверхности- доски не должна быть больше 4700 мм. Нужно кроме этого, дабы в любом поперечном сечении она была круглой, с постоянной на протяжении этого сечения толщиной стенок: изгиб ее должен быть однообразен в любой продольной плоскости.
Неизменно изогнутые мачты запрещены, но допускается некое сужение их к оконечностям. Топ и нок закрываются пробками для предотвращения поступления воды вовнутрь на плаву.
Главные размеры паруса (А, Е, М — обмерные точки; на выносках покачаны методы отыскания их координат).
Эмблема свободного класса.
Шарнир обязан срабатывать под действием резкого рывка вверх, освобождая мачту, и разрешать вольно наклонять ее в любом направлении на угол 90° от вертикали. Одновременно с этим его конструкция, как и оковки для оттяжки передней шкаторины, произвольна.
Регулировка изгиба мачты может вестись лишь посредством оттяжки гика и шкотового угла, и линем для подъема мачты; все дельные вещи, служащие для управления парусным оружием, — стопоры, блоки и пр. — в обязательном порядке крепятся к мачте либо гику.
Парус шьется из нетканого материала: майлар либо что-либо подобное применять не разрешается, а вот окна — одно либо пара — делаются из любого, лишь площадь их ограничивается 0,4—0,8 м2; находятся они не ближе 150 мм от любой кромки шкаторины.
Полотнище треугольное, надевается на мачту рукавом, ширина которого 150 мм, а протяженность — 440 мм по дуге от фалового до галсового угла. Латкарманов не более трех; ставятся лишь на задней шкаторине.
Протяженность их 375, 525 и 275 мм, считая сверху вниз, ширина 40 мм, размешаться они должны не потом чем на 100 мм от обмерных точек. Усиления — боуты, увеличивающие жесткость паруса, допустимы лишь в пределах 400 мм от его углов.
Нашивка фаловых и шкотовых дощечек не разрешается. Люверсы ставятся по одному в углах.
Но для рифления возможно вшить еще один на задней шкаторине.
Самодеятельным строителям кроме этого нужно не забывать, что любая доска на левой наружной стороне транца обязана нести регистрационный номер, что присваивается республиканскими федерациями парусного спорта.
В том месте же выдаются и номера на паруса самодельного изготовления. Они нашиваются над окном, ниже эмблемы класса.
Их размеры: высота — 250 мм, ширина — 165, толщина линий — 35, расстояние между символами — 60 мм.
В.
ТАЛАНОВ, мастер парусного спорта