Архитектура жилища
Изобилие лесов предопределило широкое использование дерева в разных областях строительства.
Из дерева строили жилые дома, амбары, сараи, мельницы, мосты, и дворцы, соборы, крепостные стенки, башни кремлей и других укреплений города. Дерево использовали в дренажных водопроводных сооружениях, в работах по благоустройству площадей и улиц.
Летописные сведения, зарисовки путешественников, археологические раскопки, сооружения и произведения искусства, сохранившиеся до наших дней, раскрывают одну из броских страниц истории русской древесной архитектуры.
Гражданское древесное зодчество прошло громадный путь от несложного сруба с печью, топящейся по-тёмному, до грандиозных дворцовых хоромов со сложным размещением построек, многообразием архитектурных украшений и форм. Имена многих строителей прошлого малоизвестны, но это были настоящие народные мастера, крестьяне, поменявшие соху на топор
и долото. Их житейская многовековой опыт и мудрость разрешили создать произведения, поражающие нас художественным совершенством и практической целесообразностью.
Гражданское древесное строительство в свое время игралось огромную роль в архитектуре России. В нем самый ярко проявился редкий талант и ясный ум народных строителей, применяющих обширный опыт собственных предшественников.
В народном зодчестве за многие столетия были отысканы такие совершенные композиционные и конструктивные приемы строительства жилых строений, что они много поколений повторяются с малыми трансформациями. Это относится типа жилых и хозяйственных построек, архитектурных декоративных подробностей.
повторяемость форм и Определённая традиционность приводили к известной стандартизации строительных элементов и приёмов, что существенно облегчало само строительство, вносило единство в художественный вид сооружения.
Высокое мастерство русских плотников, их умение, приемы обработки дерева, знание материала во многом связаны с главным долотом инструментом — и строительным топором. Этими несложными инструментами строители обрабатывали массивные бревна срубов, слагали сложные безгвоздевые конструкции, прочность которых до сих пор удивляет нас, резным декором убирали доски и столбы, проявляя наряду с этим художественный вкус и изобретательность.
Базой всякой жилой постройки есть клеть, т. е. сруб из горизонтальных последовательностей бревен (венцов), в плане приближающаяся к квадрату. Сама клеть продольными и поперечными стенками делится на отдельные помещения.
По мере необходимости к одной клети прирубают другие. Целая совокупность клетей, соединенных переходами и сенями, именовалась хоромами.
Включение хозяйственных построек и дворов в композицию жилых помещений давало возможность разнообразить постройки, придавая им разный темперамент.
На примерах жилых построек отдельных областей либо краев возможно видеть и определенные отличия строительных приемов. Эти особенности связаны с развитием экономики и природно-климатическими условиями.
В случае если жилища средней полосы России по своим очертаниям мягки и компактны и их маленькие количества создают стройные линии улиц, озелененные садами, то жилища севера России— Поморья и Заонежья — жёстки и монументальны. сосна и Ель в отличие от березы, тополя и ивы придают архитектуре сказочность и фантастичность, то неповторимое своеобразие, определяющее особенности этого края.
Рис. 1. Кижи. Дом Ошевнева
Жилая древесная архитектура Сибири, не обращая внимания на очень складывающиеся условия судьбы людей этого края, имеет собственные особенности, отличающиеся от архитектуры средней России и Севера. Большое количество линия роднит ее с архитектурой русского Севера: та же монументальность и мужественность.
Но планировка сибирской усадьбы напоминает среднерусскую: резьба, оаскраска интерьера близки поволжским приемам выполнения. Лишь в Сибири возможно заметить самую старую форму жилых построек.
Дом Ошевнева (рис. 1) — обычный пример древнего крестьянского жилого дома в Заонежье.
особенности и Природные условия края крестьянского быта того времени ярко выражены в монументальном характере сооружения, в больших формах архитектуры интерьера. Массивный сруб двухэтажного дома имеет маленькие окна с филёнчатыми ставнями и красивыми наличниками.
Бревенчатые фронтоны в виде открытых балконов и галерея с резной решеткой, либо «гульбище», находятся с трех сторон дома. Искусно сделанные причелены дома, подзоры и ажурные полотенца дополняют костюм дома.
Жёсткая зима Севера обусловила объединение жилой постройки с хозяйственной частью дома под одной крышей.
В едином замысле решается и внутренняя ситуация избы. Все шепетильно продумано и предусмотрено.
Простота, экономичность и удобство лежат в базе ответа интерьера. Элементы избы строятся под прямым углом: на протяжении и поперек стенку, подчиняясь конструкции соединений и форме сруба дерева.
Не обращая внимания на то, что печь поставлена в углу с левой стороны от входа, она по существу есть композиционным центром всего дома. От лицевой и боковой стенку к печному столбу примыкают два плоских бревна — «воронца», дробящих избу на неспециализированную и женскую половины.
Так как ситуация рубилась в один момент с постройкой дома, ее отдельные элементы (лавки, надоконные полки) органически связаны с конструктивными частями избы. Стол по традиции поставлен малой стороной к среднему окну фасадной стенки, около него расположены переносные скамейки.
Маленький хозяйственный столик помещен у печи, а над ним полка, «посудник», куда ставилась древесная, бронзовая и фарфоровая посуда. В красном углу в резном древесном киоте висят иконы, а внизу, на лавке, стоит сундук-подголовник для хранения дорогих вещей.
Принадлежностью избы есть древесная люлька, подвешенная к потолку. броская с узором ткань является пологом люльки.
Второе жилое помещение отведено под горницу (рис. 2), где хозяин в праздники принимал гостей. У входной двери в горницу находится печь-лежанка, наоборот на протяжении стенки — древесная кровать. Шкаф-буфет является перегородкой между кроватью и другой частью горницы.
У окна поставлен стол, стулья, дерезянный диван. Непременной принадлежностью горницы был свадебный сундук, в котором хранилось приданое невесты либо вещи невестки.
Расшитые орнаментальным узором скатерти, полотенца, подзоры, тканые полозики-дорожки являются ярким украшением горницы и обстановки избы.
Обрисованный нами северный тип избы видится кроме этого в центре России. Но, в большинстве случаев, в центре России избы строили меньше размерами и без подклети.
Служебные постройки (сараи, хлева, конюшни и др.) строили отдельными клетями, обособленно от жилого дома.
Рис. 2. Кижи. Интерьер горницы дома Ошевнева
Кроме помещений и жилья для скота, на территории усадьбы пребывали житницы, либо амбары, мельницы, бани, кузницы, колодцы. Все эти бессчётные постройки разны по внутреннему оборудованию и своей архитектуре.
Среди хозяйственных сооружений видятся постройки, каковые с полным основанием смогут быть отнесены к законченным художественным произведениям древесного зодчества.
В семнадцатом веке древесная жилая архитектура достигает воистину невиданного расцвета. хороший пример ее — царская усадьба в селе Коломенском под Москвой (рис.
6). Не просто так Коломенский дворец современники вычисляли «одним из чудес света».
Чужестранцы, побывав в Столичном стране, восторженно говорили о поразительном мастерстве. Яков Рейтенфельс, живший в Российской Федерации в 1671—1673 годах, писал, что москоеитяне владеют особым свойством — наследственным умением строить красивые древесные дома.
Он видел Коломенский дворец и покинул следующее описание: «Коломенский загородный дворец, что, не считая других украшений, воображает лучший обозрения род постройки, не смотря на то, что и древесной, поскольку целый он думается совершенно верно только что вынутым из ларца, благодаря необычным образом искусно выполненным резным украшениям, выполненным позолотой».
Рис. 3. Коломенский
Дворец размешался на прекрасном, возвышенном берегу Москвы-реки. Он складывался из семи хором—для царя, царевича, царицы и четырех для царевен.
Хоромы имели 270 помещений. Во дворце отдельные части строений соединялись между собой переходами, сенями, а кое-какие из них имели крыльца и обходные галереи.
Хоромы отличались очень разнообразными покрытиями: шатрами, поставленными часто по два и гю три, несложными крещатыми кубами и бочками.
В покрытии отдельных хором сказалось заметное влияние церковной архитектуры, выработавшей совсем особенные приемы постройки строений более сложных и прекрасных форм, чем в простой крестьянской архитектуре.
Обработка фасадов дворца отвечала сложности и живописности композиции строения. Богато были украшены резьбой подзоры, кровель, крыльца, галереи и наличники окон.
Особенной! богатством и красотой отличалось внутреннее убранство царских помещений, где разного вида резьба сочеталась с росписью позолотой и яркими красками. Дружно это создавало практически сказочное чувство.
Для того чтобы строительной фантазии и богатства форм не знала русская жилая архитектура.
Ко второй половине XVIII века дворец пришел в полный’ упадок, и во второй половине 60-ых годов восемнадцатого века правительством было указано, дабы находящийся в селе Коломенском ветхий древесный дворец целый был разобран, из дворца все вывезено, а место очищено. По окончании столетнего существования провалился сквозь землю один из самые выдающихся монументов русского древесного зодчества1.
Устойчивость традиций жилой древесной архитектуры прослеживается в течение и последующих столетий. Тесная сообщение народной архитектуры с ранними периодами ее развития ярко проявилась во второй половине XIX века.
В то время, когда по окончании расцвета опытного городского зодчества показались показатели художественного спада, в крестьянских постройках так же, как и прежде сохранились простота и естественность.
Наровне с сохранением классических приемов композиции в народном зодчестве случились трансформации. Одно жилое помещение начало делиться на две-три помещения, кухня выделилась в отдельное помещение, существенно увеличились размера окон, показались печи с дымовыми трубами.
Сейчас крестьянская архитектура достигла невиданного расцвета, воплотив в себе самые передовые черты русской национальной архитектурно-строительной культуры.