Беларусь — за село по-новому

Беларусь - за село по-новому

Сельскому хозяйству обещана очередная реструктуризация долгов

Белорусская экономика уже не имеет возможности удовлетворять критические потребности села в финансах, что делает неизбежным пересмотр подходов к оценке эффективности деятельности фирм отрасли. В качестве своевременной вынужденной меры правительство планирует прибегнуть к очередной реструктуризации долгов, но имеются определенные сложности с изысканием нужного количества ресурсов и для этих целей.

Подготовлен проект указа президента о денежном оздоровлении сельскохозяйственных фирм, предусматривающий реструктуризацию их долгов.
По результатам 2013 года сельское хозяйство получило EUR 355 млн., что в 2,5 раза меньше, чем в 2012 году.

Без господдержки 61,7% фирм отрасли убыточны. задолженность по кредиту отрасли в 6,5 раз превышает дебиторскую задолженность.

Не обращая внимания на большой количество налоговых льгот, недорогие кредитные ресурсы в рамках госпрограмм (ставки по кредитам в рамках госпрограмм АПК находятся в пределах 2-3% годовых в национальной валюте), льготные цены на горючее, денежная обстановка в отрасли ухудшается , что заметно по показателям января 2014 года. Отсутствие денег не разрешает удерживать кадровый потенциал в отрасли, что ведет к понижению количеств производства и оказывает прямое влияние на результаты пищевой индустрии — наибольшего вида производства Беларуси.

Пакет предполагаемых мер складывается из реструктуризации задолженности неэффективных сельхозорганизаций, предоставление им отсрочки по лизингу и инвестиционным кредитам до 5 лет. Ожидается понижение налоговой нагрузки и освобождение от налога на прибыль на сумму направленных в сельхозпроизводство инвестиционных и текущих затрат.

Количество предполагаемых компенсаций не выяснен, что связано с ограниченными возможностями бюджета в 2014 году.
«К сожалению, во что обойдется реструктуризация, узнаем позже. На данном этапе главная неприятность сводится к двум подходам: реструктуризировать долги всех сельхозпредприятий (другими словами около полутора тысяч) или проводить ее лишь у так называемых неплатежеспособных», — отметил 13 марта помощник главы главного экономического управления Президентской администрации П. Казакевич.

Количество просроченной задолженности сектора по состоянию на 1 января 2014 года превышал EUR 670 млн., что, в условиях понижения ЗВР и отсутствия гарантированных внешних поступлений, есть большой суммой. Обращение может идти лишь о частичной реструктуризации имеющейся задолженности.

Вероятно применение механизма присоединения убыточных фирм к успешным хозяйствам.
Эти меры являются временным ответом и приведут к очередному всплеску инфляционных процессов.

Средств на осуществление аналогичных мероприятий на регулярной базе в бюджете нет. Наряду с этим правительству приходится иметь в виду, что по окончании вступления России в ВТО (в 2014 году этот процесс предполагает завершить Казахстан) Беларусь будет вынуждена в будущем переходить к субсидированию сельского хозяйства в рамках соглашений по таможенному альянсу и ВТО.

Это предполагает изменение подхода к выделению субсидий методом прямых выплат на единицу земельной площади, голову окота, реализованную продукцию. Сельскому хозяйству нужен переход к свободному ценообразованию, как на продукцию АПК, так и на продукцию иных отраслей, применяемую в АПК, что разрешит осознать настоящую эффективность действующих фирм, сохранить рентабельные направления деятельности, а излишние трудовые ресурсы отрасли перенаправить в строительство и промышленность по окончании переобучения.

Так, государство при помощи предоставления очередного пакета льгот АПК констатирует неэффективность действующих экономических механизмов. Помощь АПК нужна, но ее целесообразно направить действенным фирмам, каковые за счет расширения собственной деятельности смогут компенсировать количества производства санируемых фирм отрасли.
Источник: belarusinfocus.info

Будни Блогера: в Беларусь за запчастями либо колбасой???


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: