Биотопливу подсчитали цену
«Быть либо не быть русскому рынку жидкого биологического топлива?»?– данный воистину гамлетовский вопрос стоял в центре внимания все дни саммита «Российско-перспективы развития и европейские инвестиции для биологического топлива» (8?10 апреля, Петербург, Восьмой интернациональный форум ТЭК). С одной стороны, интерес к данной теме подогревается неспециализированным ажиотажем около биологического топлива и позицией Министерства сельского хозяйства, тем более что последнее поддерживает конкретные производственные проекты.
Плюс имеется опыт производителей жёсткого биологического топлива, каковые добились настоящих удач. Иначе, пока тут больше дискуссий, чем настоящих дел.
К тому же многие доводы, каковые должны обосновывать пользы производства биологического топлива и выращивание сырья для его производства, наталкиваются на встречные вопросы.
Поощрение сверху
Как мы знаем, хорошие «зарубежные» аргументы в пользу применения биологического топлива?– недостаток классических видов горючего, возможность ответа экологических неприятностей, но основное?– помощь аналогичных идей «сверху». предпосылки и Российские аргументы выглядят пара в противном случае: возможность ответа топливных неприятностей местного масштаба, стимул к формированию сельского хозяйства, возможность применения пустующих земель сельхозназначения под посадку масличных культур, наконец, возможность решить проблему отходов. (Но, с пустующими почвами все не так легко?– как отметили участники форума, многие из них не оформлены в собственность, а это значит, что ни один банк либо инвестор не позволит кредита под их освоение.)
С помощью «сверху» куда сложнее, чем за границей, не смотря на то, что, как напомнил участникам форума помощник главы департамента научно-образования Министерства и технической политики сельского хозяйства Николай Сорокин, министерство готовит последовательность поощрительных мероприятий. В частности, в замысел законопроектной деятельности министерства внесен закон «Об базах развития биоэнергетики в Российской Федерации». «Закон обязан выстроить четкую совокупность понятий, которые связаны с биоэнергетикой, обеспечить проведение политики в области применения других видов моторного горючего, правовое регулирование построения взаимовыгодных взаимоотношений между производителями биологического сырья, переработчиками углеводородного сырья, производителями бензина и дизельного топлива для защиты заинтересованностей инвесторов»,?– сказал Н. Сорокин.
Таковы намерения, а вот и настоящие дела: посредством министерства ГК «Титан» сооружает в Омской области агропромышленный комплекс, в состав которого войдет завод по производству биоэтанола, комбикормовый завод, свинокомплекс, мясопереработка и сбытовой блок. Участники омского проекта собираются перерабатывать около 450?500 млн кг сельхозкультур в год.
Первую очередь завода мощностью 150 млн кг готовятся разрешить войти в 2008 году. Это не единственный пример: так, в октябре прошлого года сдан в эксплуатацию Казанский маслоэкстракционный завод мощностью 300 млн кг в год, что ориентирован на выпуск не только пищевых продуктов из подсолнечника и рапса (масло, шрот), но и сырья для ТЭК.
Мощности для переработки рапса (200 млн кг в год) собираются создать и в Липецкой области, названный срок?– 2008 год. Всего в замыслах Министерства сельского хозяйства?– создание в ближайщее время в главных аграрных регионах страны 20?25 фирм разной мощности, каковые будут ориентированы на комплексную переработку растительного сырья.
Поезда заправят биодизелем?
О намерениях производить сырье для производства биологического топлива либо само биологическое топливо объявляют и сами компании. Так, воронежская ГК «Маслопродукт» (один из наибольших российских производителей растительного масла) заявила о намерении выстроить завод по производству биодизеля (100 млн кг в год).
Правильнее, это не завод, а производственный комплекс, включающий мощности по переработке подсолнечника, прессового масла, элеваторы, собственную другие объекты и железнодорожную ветку, снабжающие независимую работу предприятия. Быть может, строительство начнется уже в 2008 году.
Эта громадная стройка включена в программу социального и экономразвития Воронежской области до 2011 года, проекту предоставлены региональные инвестиционные льготы.
Кому может пригодиться российский биодизель? По словам Романа Кораблина, директора по формированию ГК «Маслопродукт», будущие производители воронежского биодизеля рассчитывают не только на зарубежного, но и на российского потребителя?– в частности, на ОАО «РЖД». «Вместе с Общероссийским НИИ ЖД транспорта были совершены экспериментальные изучения по применению смесей биодизеля с минеральным дизельным горючим, – говорит Р. Кораблин.?– В апреле 2008 года планируется научно-технический совет ОАО «РЖД», посвященный итогам применения других видов горючего на подвижном тяговом составе».
Подобные новости приходят и из вторых регионов?– к примеру, из Республики Алтай. Наряду с этим предприниматели, желающие создавать биологическое топливо, выделяют, что успех намерений зависит от поддержки и позиции страны.
Шанс для регионов
«Рассуждать о громадных возможностях производства биодизеля и биоэтанола в Российской Федерации нужно крайне осторожно,?– комментирует глобальные замыслы Валентин Иванов, глава отделения РАЕН «Ядерная энергетика и замещение углеводородного горючего».?– Во?первых, перед тем как запускать таковой проект, нужно просчитать все «за» и «против», включая вероятные препятствия к конкурентным преимуществам биологического топлива если сравнивать с классическим органическим горючим. Один из таких факторов?– цена транспортировки, которая может поставить под сомнение окупаемость «экспортного проекта».
Второй спорный момент?– зависимость аналогичных замыслов от обстановки на внешнем рынке, поскольку в Российской Федерации использование биоэтанола мало реально?– оно облагается такими же налогами, что и вторая спиртосодержащая продукция. Представим обстановку, которая появится, например, по окончании запуска Nord Stream,?– в полной мере быть может, что потребность в биотопливе заметно упадет и те, кто рассчитывает на громадный спрос, окажутся в затруднительной ситуации».
Другое дело, продолжает В. Иванов, это применение биологического топлива в качестве резервного либо дополнительного источника энергии, в особенности на местном уровне. Наряду с этим условии транспортные затраты возможно снизить до минимума».
Позиции относительно выгод развития биоэнергетики для регионов придерживается и Раиф Василов, президент Общества биотехнологов России имени Ю. Овчинникова. «Российская Федерация в далеком прошлом созрела для производства биологического топлива, однако тут нужна господдержка,?– вычисляет он. – самые выгодными вариантами представляются сейчас комплексные производства, наподобие того, которое запущено в Татарстане, и применение отходов сельхозпроизводства и деревообработки, которое разрешает извлекать биоэтанол и биогаз из фактически бросового сырья. Польза производства биологического топлива для регионов очевидна, очевидно, при условии, что процесс будет продуман до мельчайших подробностей.
Это относится в первую очередь сельской местности, регионов, не имеющих собственных топливных ресурсов,?– сейчас к ним относится хороших три четверти территории России. Ответ топливного вопроса сомостоятельно?– одна из мер, разрешающих вывести эти регионы из разряда проблемных».
О. Мариничева, www.eprussia.ru