Боевые дизели прошли курс экстремального похудения

Танковый дизель — это капитальность и мощь. 700-1300 лошадиных сил и от тонны до двух с половиной — сухого веса. Габариты, как у шкафа.

И поменять его необходимо посредством приличного крана. А поверите ли, что танковый движок может уместиться на половине рабочего стола?

Германская компания MTU Friedrichshafen в сотрудничестве с американской компанией Detroit Diesel (обе — принадлежат транснациональной корпорации DaimlerChrysler) создали самые компактные и лёгкие в мире дизели, предназначенные для военной техники.

Правильнее, это линейка движков (от рядного 4-цилиндрового до V-образного 12-цилиндрового) под неспециализированным индексом «890». К индексу довольно часто додают «high power density», что свидетельствует высокую плотность мощности.

Конструкторы «утрамбовали» воистину танковую тягу в агрегаты с размерами приблизительно, как у коробок от мониторов с диагональю 15, 17 и 19 дюймов.

По многим конструктивным ответам эти дизели весьма близки, да и подробности в основном неспециализированные. Диапазон мощностей — от 400 до 1,5 тысяч лошадиных сил.

Младшие модели предназначены для боевых автомобилей бронетранспортёров и пехоты, средние — для лёгких танков и боевых десантных автомобилей, ну а самые тяжёлые — соответственно…

Целый диапазон моделей MTU 890 запланирован на военную технику весом от 10 до 60 тысячь киллограм.

Дизели «890» будут ставить на перспективные германские «Пумы» (фото с сайта rheinmetall-detec.de).

Наряду с этим все движки вычислены как на работу с механической (гидромеханической) трансмиссией, так и с замечательным генератором, что питал бы электродвигатели колёс либо тяговых звёздочек гусениц.

Наряду с этим сами генераторы весьма компактны и легки, а на снимках выглядят как неотъемлемая «родная» подробность движков.

Генераторы для электротрансмиссий создавались намерено под эту серию.

Примечательно, что и саму линейку «890» проектировали не на базе каких-либо коммерческих дизелей, каковые обе компании создают для тягачей и грузовиков, а фактически с нуля, специально для армейского применения.

Весной 2004 года вариант «и» рядную четвёрку V6 демонстрировали на американском полигоне Форт Лодердейл (Fort Lauderdale) во Флориде.

Эти моторы — кандидаты на «оккупацию» моторного отсека будущего американского лёгкого танка Future Combat Systems (вес 20 тысячь киллограм), проектирование которого на данный момент идёт полным ходом.

Боевые дизели прошли курс экстремального похудения

Лёгкий американский танк Future Combat Systems, вероятнее, также будет приводить в перемещение американо-германский двигатель (фото с сайта veteranshour.com).

А вот германская перспективная БМП Puma (вес 30 тысячь киллограм), первый пример которой обязан «появиться» в декабре 2005 года, уже совершенно верно будет оснащаться 890-м движком (в варианте с 10 цилиндрами, с мощностью около 1100 лошадиных сил).

Конструкторы оборонной отрасли обеих государств в восхищении — новые движки так мелки, что разрешают втискивать себя в очень тесные моторные отсеки, да и экономию веса возможно «израсходовать» с пользой, нарастив броню.

Фактически, какие конкретно же параметры позвали таковой восхищение? Вот два примера.

Рядная «четвёрка»: рабочий количество 4,44 литра, мощность 560 лошадиных сил, крутящий момент 922 ньютон-метра, протяженность 125 сантиметров, высота — 79, а ширина всего 45 сантиметров.

V-образный 6-цилиндровый мотор: 6 литров, 750 лошадиных сил, 1235 ньютон-метров. И всё это при значительно повышенных, по меркам танковых дизелей, оборотах — 4250 в 60 секунд.

Так что эту большую тягу возможно «преобразовать» трансмиссией в тягу легко ужасную — на медлительно вращающихся-то гусеницах.

Размеры этого движка и вовсе загляденье — протяженность 76, высота 59, а ширина 70 сантиметров! Сухой вес «шестёрки» всего 520 килограммов.

Сборка шестицилиндрового дизеля «890» (фото с сайта mtu-friedrichshafen.com).

Добиться таких параметров удалось благодаря нескольким приёмам.

Многие узлы, каковые в большинстве случаев «навешивают» с внешней стороны двигателя — фильтры и различные насосы — тут втиснуты в пределы корпуса.

Впрыск солярки тут — так именуемого типа common rail — с общей для последовательности цилиндров топливной рампой. Он развивает высокое давление — 1800 воздухов.

Это даёт хорошую полноту сгорания, экологию и высокую отдачу усиливает. Представьте, это также заботит западных конструкторов танков.

Турбокомпрессор большого давления (4,5 атмосферы) с переменной, подстраивающейся под режим работы, геометрией.

Совокупность охлаждения поделена на два отдельных контура.

Один остужает сами цилиндры, и осуществляет начальное охлаждение сжатого в турбине воздуха, второй — совсем охлаждает воздушное пространство, и «смотрит» за температурным режимом системы и генератора смазки.

Такое усложнение стало причиной подъёму допустимой рабочей температуры движка до 130 градусов Цельсия и к сокращению размеров радиаторов охлаждения. Для конструкторов танков также нужный «бонус», разрешающий лучше «вписать» агрегаты в машину.

Масляный поддон у движка сделан максимально компактным. Дело в том, что тут не плещется большое количество литров масла, как в большинстве случаев не редкость у других дизелей.

Стекающее с внутренних подробностей мотора, оно сходу откачивается особым насосом в отдельную ёмкость, из которой уже опять запускается в кругооборот.

Сверхкомпактная V-образная «шестёрка» представляет собой фактически одно целое с генератором электротрансмиссии (фото с сайта mtu-friedrichshafen.com).

Инженеры двух компаний говорят, что соотношение между габаритами, мощностью и массой у этих движков приблизительно на треть лучше, чем у самых современных аналогов, включая, дорогие и технически «продвинутые» гражданские модели.

Стоит позавидовать армейским. И помечтать: в то время, когда же решения, опробованные на данной серии, подвергнутся мирной конверсии.

Полигон ФСО ГОН // АвтоВести 73


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: