Боевые корабли маскировались ослепительной живописью
Прямо не верится, что боевые суда имели возможность смотреться так. Думается, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка.
Полная асимметрия, клетки и полоски. Неожиданные диагонали и различные броские цвета.
Но оказывается, что почти 100 лет назад суда маскировали как раз так.
На протяжении Первой Мировой американцы и англичане, да и французы также были перед важной угрозой германских подводных лодок, каковые с завидным успехом разрушали и топили суда союзников.
Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, потому, что приспособить тот либо другой камуфляж к неизменно изменяющимся небу и воде не получалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.
И тогда офицер и британский художник ВМФ Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на актуальных направлениях изобразительного мастерства того времени, в первую очередь — кубизме.
Создатель идеи «ослепляющей раскраски» Норман Вилкинсон (фото с сайта GoTouring.com).
Вместо того, дабы скрывать судно, пробуя закрасить его полностью в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон внес предложение раскрашивать суда абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и без того потом.
Мысль была взята на вооружение. Англичане назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы — «суматохой» либо «кутерьмой» (Razzle Dazzle).
И это сработало.
Впечатляющий снимок.
Американское торговое судно USS Mahomet (фото с сайта GoTouring.com).
Дело в том, что германские подводники должны были обнаружить соперника визуально и целились не в само судно — оно так как двигалось — а старались послать торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия боеприпаса. Через чур ранний либо поздний пуск обозначали промах.
Моряки пробуют рассмотреть, что это в том месте такое.
Где у показывающегося далеко судна шнобель, вправду неясно (фото с сайта geocities.com/SouthBeach/Marina/8163).
Соответственно, капитану подлодки было нужно с большой точностью выяснить скорость и курс цели, но по тому, что он видел в перископ, было тяжело кроме того осознать, где у этого судна шнобель, сколько этих носов, и что это по большому счету такое.
Силуэт . Судно имело возможность казаться меньше, чем в действительности, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и без того потом.
Другими словами – линия знает что.
Тип стандартной раскраски корабля за номером 24.
Это одно да и то же судно, лишь с различных сторон (фото с сайта GoTouring.com).
направляться подчернуть, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие живописцы. Сначала практически у каждого судна был личный отличительный «кубический» окрас, причём часто картинки на различных бортах очень сильно отличались.
В будущем, по ходу войны, были выработаны виды и стандартные типы художественной маскировки, причём абстрактную окраску начали получать не только армейские, но и пассажирские суда.
Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы.
Воображаете, как судно «War Clover» смотрелось в конечном итоге? (иллюстрации с сайта GoTouring.com).
К величайшему сожалению, не сохранилось цветных фотографий тогдашних судов, а ведь они не были «зебрами» — их маскировали в различные, и иногда весьма броские цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» смотрелся легко ошеломительно.
С окончанием Первой Мировой завершилось и массовое применение «ослепляющей живописи» на флоте. На то было пара обстоятельств.
Так, показалась действенная авиация — с воздуха раскрашенные суда были отлично заметны. Помимо этого, самим морякам ни при каких обстоятельствах очень не нравилась покраска их судов таким «невоенным методом».
Корабль SS Melita — хоть на данный момент в музей Маяковского (фото с сайта GoTouring.com).
ВМС США, как и британцы, пробовали возвратиться к «суматохе» в конце Второй мировой войны — по окончании того, как стёрли с лица земли японскую авиацию. И вправду защищали «живописью» собственные суда от вражеских субмарин (кстати, проводились испытания с джипами и танками; пара фотографий судов — тут).
Но третьего пришествия не произошло — усовершенствованные радары, сонары и вторая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.
Пассажирское судно Mauretania.
Цветное изображение забрано с рекламного плаката тех лет — броский был кораблик (иллюстрации с сайта GoTouring.com).
Так, боевые суда скоро перекрасились в собственный сегодняшний, «туманно-серый» цвет, а кубизм возвратился в том направлении, откуда его забрал Вилкинсон.
Не смотря на то, что кое-какие, не такие броски и броские тогдашние наработки сохранились в новых судах-невидимках.