Датчане штурмуют космос на самодельной ракете

Команда инженеров-любителей сказала об окончании постройки ракеты, талантливой доставить человека в ближнее космическое пространство. Уже 31 августа 2010 года энтузиасты собираются совершить первые лётные опробования собственного детища.

На данном этапе вовнутрь аппарата поместят манекен, обвешанный датчиками, каковые замерят перегрузки, вибрации и иные параметры на старте.

Происходящее куда больше напоминает фильм 2006 года «Космонавт-фермер» (The Astronaut Farmer), чем творящуюся тут и по сей день действительность. При с датскими конструкторами всё кроме того необычнее.

В случае если в упомянутом фильме мечтавшему звёздами смелому фермеру всегда строили козни власти, спецслужбы и военные, то настоящие «самоделкины» особенных трудностей не испытали. Мало кто имел возможность по большому счету поразмыслить всерьёз, что энтузиасты чуть ли не у себя во дворе выстроят суборбитальную пилотируемую ракету.

Но вот она, налюбуйтесь.

Датчане штурмуют космос на самодельной ракете

Связку ракеты-носителя и микроскопического суборбитального корабля назвали HEAT1X – Tycho Brahe.

Очевидно, в честь известного датского астролога (фото Copenhagen Suborbitals/Frumpykvetchbot).

Стартовавший в 2004 году проект, о котором мы детально говорили, финансировался лишь на пожертвования спонсоров и (большей частью) заинтересованной общественности.

Руководят предприятием Кристиан фон Бенгтсон (Kristian von Bengtson, на фото под заголовком он справа) и Питер Мэдсен (Peter Madsen, он в капсуле), активные члены сетевого сообщества SomethingAwful, через которое и собирали средства на безумную выдумку.

Колорит альянсу Питера и Кристиана, что породил отстроившую ракету компанию Copenhagen Suborbitals, додают подробности биографии партнёров. Мэдсен – проектировщик и капитан самой большой в мире самодельной подлодки UC3 Nautilus, и специалист по ракетным движкам.

Фон Бенгтсон — глава подкомитета по космическому туризму астронавтики и Американского института аэронавтики (AIAA).

В ходе постройки ракеты, кстати, инженеры вели подробный технический блог, к сожалению, лишь на датском (фото Copenhagen Suborbitals).

По словам Мэдсена, первый вариант 9-метровой ракеты обязан будет достигнуть планки в 150 километров над Почвой. По окончании выработки горючего ступень HEAT1X отделит пилотируемую капсулу Tycho Brahe.

В будущем отслеживать аппарат планируется при помощи простой GPS-навигации. Кроме этого на протяжении первого старта датчане собираются так или иначе получить информацию, нужные для модернизации ракеты.

В «Тихо Браге» космотурист будет прочно привязан к креслу, вольно двигать он сможет только руками, дабы вносить коррективы в программу полёта, и добывать при необходимости запасную кислородную маску либо пакетик на случай тошноты.

Датчане уже испытали парашют и отработали на макете подъём приводнившейся капсулы из моря (фото Copenhagen Suborbitals).

В соответствии с расчётам фон Бенгстона и Мэдсена, перегрузки на старте не окажутся для пассажира чересчур тяжёлыми. В целом организаторы полёта полны оптимизма по поводу способности жителя капсулы выдержать в вертикальной позе ускорение «около 3 g».

По окончании 60 секунд двигатель ракеты остановит работу, а отделённый от ускорителя микрокорабль продолжит подниматься вверх по инерции. А так как в ракете фактически отсутствуют средства управления, пассажиру нужно будет довериться действию аэродинамики и законов баллистики.

Единственное, на что космотурист способен воздействовать, – это неприятное вращение либо рыскание капсулы. Гасить их на ходу по параболе уже за пределами воздуха пассажир сможет при помощи маленьких движков ориентации на сжатом газе.

В конце полёта аппарат приземлится на парашютах.

Запуск будет произведён в Балтийском море на расстоянии порядка 200 километров от датских берегов. Ракета отправится в полёт с плавучей платформы, буксируемой «Наутилусом» Мэдсена.Долгие стартовые рельсы разрешат «Тихо Браге» собрать высокую скорость, перед тем как она отправится в свободный полёт.

Потом за её стабилизацию будет отвечать простое статичное оперение (фото Copenhagen Suborbitals).

В «Тихо Браге» предусмотрены отсеки и радиостанция для научной аппаратуры, которую имели возможность бы дать университеты. И само собой, в аппарате имеется несложная совокупность жизнеобеспечения, поставляющая покорителю космоса кислород и удаляющая углекислый газ.

Двигатель HEAT1X – это гибрид. Он трудится на жёстком горючем, но окислителем помогает жидкий кислород.

Движок уже был удачно испытан в феврале и мае 2010 года. Смотрите видео с последнего «прогона».

Авторы конструкции давали слово испробовать все прелести для того чтобы полёта прежде всего на себе, но сперва, само собой разумеется, ракету необходимо проверить без человека на борту.

В возможности датчане планируют создать целую линейку суборбитальных ракет, дабы «дать людям личные средства для путешествий в космос» (как недорогую альтернативу амбициозному проекту Virgin Galactic).

Специально для параноидально настроенных личностей на пресс-конференции по поводу «рождения» ракеты Мэдсен и фон Бенгтсон очень выделили, что она предназначена только для мирных целей и информация о её конструкции не будет сохраняться в тайне (фото Copenhagen Suborbitals).

Заявленная дата старта, по некоторым оценкам, возможно перенесена из-за нехорошей погоды в море либо из-за потенциальной задержки в перебазировании и доводке стартовой платформы.

В случае если датчане в итоге удачно совершат запуск уже с человеком на борту, компанию Copenhagen Suborbitals возможно будет причислить к необычному космическому клубу организаций, отправлявших человека в космос, где кроме агентств России, США и Китая, обосновалась компания Scaled Composites. Её ракетоплан на протяжении третьего полёта достиг отметки в 112 километров.

Американец выстроил паровую ракету и обещает доказать, что почва плоская // Алексей Казаков


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: