Европейцы иамериканцы задумали строить общий марсоход

Вместо посылки на Красную планету пары различных шестиколёсных разведчиков от США и Европы эксперты отрасли внесли предложение послать один совместный аппарат, что окажется больше и сложнее любого из двух «прародителей» по отдельности.

Представители ESA и NASA встретились в Калифорнии, дабы обсудить развитие «двойной» марсианской миссии ExoMars (Европа) и MAX-C (США).

Европейцы иамериканцы задумали строить общий марсоход

65-килограммовый MAX-C (Mars Astrobiology Explorer-Cacher, слева) и 270-килограммовый ExoMars.

Американский ровер первоначально должен был тащить на все 300 килограммов, но по мере доработок проект усох (иллюстрация ESA, NASA/JPL).

Обе стороны испытывают давление со стороны политиков, желающих сократить затраты на марсианскую программу. Да и учёные в далеком прошлом высказываются в том замысле, что без экономии запланированные миссии смогут быть задержаны.

Потому в своё время и была придумана парная миссия.

До тех пор пока предполагается, что два марсохода будут посланы к Красной планете одним пуском (в 2018 году) и доставлены на поверхность Марса (в 2018-м либо 2019-м) при помощи одной посадочной ступени. На месте они изучали бы одинаковый район, дополняя возможности друг друга.

Сейчас, как информирует BBC, два космических агентства разглядывают вопрос о полном слиянии этих автомобилей. Гибрид ExoMars и MAX-C, предположительно, будет основан на европейском проекте и выстроен в Европе, но «впитает» в себя все инструменты, каковые ранее планировалось поставить на два марсохода.

Кстати, космическое агентство ЕС намного посильнее продвинулось в проектировании собственного аппарата (оно существенно раньше начало работу над ним).

За американской стороной останется вся транспортная задача — от взлёта ракеты-носителя до мягкой доставки неспециализированного ровера в марсианские пески.

Тут необходимо добавить, что для той же средств и экономии сил новый комплекс позаимствует кое-что от другого проекта — американского марсохода Mars Science Laboratory (MSL) — Curiosity.

Марсоход MSL уже тестируется.

На борту этого гиганта размещено более десятка научных инструментов (фото NASA/JPL).

Старт «любопытства» намечен на ноябрь-декабрь 2011 года. Данный большой ровер обязан прибыть к собственной цели в августе 2012 года.

И одно из основных технологических новшеств, которое он обязан будет проверить в деле, — метод посадки, именуемый sky crane (небесный кран).

Содержится он в следующем. По окончании того как отработает скорость и парашют MSL упадёт, парашют будет отброшен, как и тепловой щит снизу.

В нижних слоях воздуха спускаемая ступень включит ракетные двигатели и скинет скорость понижения практически до нуля. Тогда марсоход, расположенный под спускаемым модулем, будет выпущен вниз на тросах на некое расстояние.

Потом ракетный посадочный аппарат бережно снизится и поднесёт ровер к поверхности, а тот, когда почувствует касание, обрежет привязь. Сейчас посадочная ступень включит полный газ и уйдёт прочь от ровера, дабы упасть поодаль.

Так обязан трудиться «небесный кран» (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Таковой метод мягкой посадки марсохода Curiosity вместо ранее использовавшегося надувных мешков и сочетания парашюта выбран из-за громадных, нежели у предшественников, массы и размера MSL. Так, близняшки Spirit и Opportunity из миссии Mars exploration rover весят по 180 килограммов, а MSL аж 900 кг.

На какое количество потянет слитый воедино ExoMars/MAX-C — до тех пор пока неизвестно, но он по крайней мере будет тяжелее аппарата ExoMars. А задачи гибриду предстоит выполнить бессчётные, поскольку он обязан совладать с тем, что до тех пор пока намечено в перечне работ у двух роботов.

ExoMars обязан искать свидетельства прошедшей либо настоящей судьбе на Марсе, разбирать физическую структуру и геохимию грунта на глубине, искать воду в любом виде.

MAX-C Rover обязан собирать образцы камней и грунта, каковые имели возможность бы нести следы прошедшей судьбе и предбиотических процессов. Он же подготовил и сохранил бы эти образцы для вероятного возращения на Землю на протяжении отдельной, пока ещё гипотетической миссии.

Прототип ExoMars был выстроен в 2009 году и тестировался в 2010-м (фото Thales Alenia Space-Italy).

Более экономный синтезированный проект свидетельствует громадные шансы, что США и Европа соберут на него хватает средств и реализуют по замыслу.

Для внесения корректив в постройки и конструкцию ровера единого аппарата ещё имеется время. Инженеры уверены в том, что начальный год запуска миссии (2018-й) возможно сохранён и с новым замыслом.

Так растут марсоходы. Перед нами макеты трёх аппаратов. Самый мелкий — 10-килограммовый Sojourner, колесивший по Марсу во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Он не первенствовал марсоходом, доставленным на четвёртую планету.

Первенцем в первой половине 70-ых годов двадцатого века стал коммунистический ПрОП-М, но, увы, он кроме того не был выпущен на грунт, поскольку сам спускаемый аппарат проработал по окончании посадки всего 20 секунд. Так что Sojourner первенствовал реально трудившимся на Марсе самоходным исследователем.

Средний аппарат – это Mars exploration rover (миссия ещё длится), ну а самый большой — MSL (фото NASA/JPL).

Не смотря на то, что будущее сплава ExoMars/MAX-C ещё не ясна, большой результат недавних переговоров NASA-ESA — ответ продвигать один ответственный субпроект, намеченный в рамках миссии ExoMars. Это запуск к Марсу в 2016 году орбитального разведчика TGM (Trace Gas Mission), создаваемого совместно NASA и ESA.

Прибыв на место в том же 2016 году, он начнёт наносить на карту метан плюс другие «добавочные» газы в воздухе Марса, каковые присутствуют в том месте в весьма маленьком количестве, но воображают громадный интерес в плане поиска вероятной судьбе. Спутник сможет зафиксировать этилен и оксиды азота, диоксид и формальдегид серы, монооксид углерода и озон в концентрации порядка одной части на триллион.

Помимо этого, добравшись до Марса, TGM выпустит на его поверхность стационарную метеостанцию EDM (Entry, Descent and Landing Demonstrator Module). Одна из задач этого модуля — опробование новой европейской совокупности посадки для будущих миссий (она основана на парашюте, дополненном тормозными ракетными двигателями).

TGM, он же Trace Gas Orbiter, и Landing Demonstrator Module (иллюстрация ESA-AOES Medialab).

Аппарат EDM будет нести скромный комплект сенсоров и проработает на поверхности только пара дней. Но вместе с TGM он проторит дорожку для дуэта ExoMars/MAX-C.

TGM в частности окажет помощь совсем выбрать место посадки громадной европейско-американской миссии. Помимо этого, позднее TGM послужит орбитальным ретранслятором для роверов ExoMars/MAX-C (либо неспециализированного марсохода, в случае если его выстроят), а потом — и для будущих марсианских посадочных аппаратов, каковые смогут последовать за ExoMars в 2020 годах.

Сенсационную находка марсохода Curiosity на Марсе


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: