И никаких гвоздей: мебель можно собрать без крепежа и инструментов

У тех, кто видит эту мебель в первый раз, реакция в большинстве случаев складывается из четырёх букв — IKEA. Определённое сходство, конечно же, имеется: сборку осуществляет клиент.

Но и различие имеется важное: при сборке не употребляются ни гвозди, ни шурупы, ни клей — ни-че-го.

Мебель, которую собирают безо всякого крепежа — это, как сообщил бы чукча из смешного рассказа, «тенденция, но». Заберём, например, дизайнера Пола Шентона (Paul Shenton).

Как-то во второй половине 90-ых годов двадцатого века он снял маленькую немеблированную квартиру на четвёртом этаже.

Ясно, что проблему со стульями, столом, кроватью и другим нужно было безотлагательно решать. А так же ко всему к квартире вела узкая витая лестница, поднять по которой, скажем так, классическую мебель не представлялось вероятным.

Шентон принялся обходить магазины в отыскивании предметов, каковые он, во-первых, имел возможность себе позволить по деньгам, а во-вторых, сумел бы затащить по лестнице в новую квартиру. А позже извлечь и, к примеру, выкинуть, покидая убежище.

И не смотря на то, что та же IKEA с её сборной мебелью — не самый при таких условиях высокобюджетный вариант, ничего подходящего дизайнер так и не отыскал.

Возможно, к счастью: шведский магазин теоретически имел возможность решить проблему, но тогда Шентон не стал бы сам заниматься дизайном мебели и не сделал бы того, что сделал.

Вот таковой из одного страницы фанеры получается стул (фото с сайта thechipfactory.co.uk).

Приступая к проектированию собственной мебели, Пол сосредоточился на, согласно его точке зрения, главном: предметы должны легко планировать и без того же легко демонтироваться.

Самое простое ответ было в том, чтобы компоненты складывались при помощи совокупности щелей, несложнее говоря — пазы в пазы, разрез в разрез.

Вооружённый лишь лобзиком и несколькими страницами фанеры Шентон смастерил собственный первый диван.

Потом избранная и за три года доработанная совокупность щелей стала соответствующей торговой маркой SlotSystem, и на свет показалась компания Slot Furniture.

Компания руководствуется четырьмя незыблемыми правилами. Первый — это простота: разборки и процесс сборки максимально упрощён и не требует никаких инструментов.

Второй — никаких ограничений для доступа мебели в дом потребителя, другими словами — ему не требуется переживать, пройдёт ли диван в дверной проём, и удастся ли пронести стол по коридору.

Третий принцип — адекватные стоимости, а четвёртый — современный дизайн. Вот, фактически, и всё, так и живут.

И никаких гвоздей: мебель можно собрать без крепежа и инструментов

Вот так без единого гвоздя и клея планирует диван от компании Slot Furniture (иллюстрации с сайта slotfurniture.com).

Именовать Пола Шентона изобретателем совокупности щелей для сборки мебели мы сознательно не стали, не смотря на то, что у него точно имеются все нужные патенты.

Дело в том, что сам принцип известен с незапамятных времён. Возможно, и вам приходилось резать листочки бумаги на полосы, делать на них ножницами надрезы и строить из них бумажные скульптуры.

Но отыскать истоки планирующей без инструментов и крепежа мебели однако хочется. А результаты поиска неизбежно приводят нас к человеку по имени Виктор Папанек (Victor Papanek), что трагически погиб именно тогда, в то время, когда Пол Шентон арендовал комнату на четвёртом этаже.

Не сообщить, чтобы эта двухместная софа от Slot Furniture стоила дёшево — практически $500.

Но планирует без инструментов (фото с сайта slotfurniture.com).

Имя этого человека должно быть известно каждому, кто занимается промышленным дизайном. Папанек появился в Австрии, окончил школу в Англии, а трудился в Америке.

Он был дизайнером, архитектором, антропологом, учителем и писателем.

Но нас интересует тот факт, что именно Папанек есть автором термина «Кочевая мебель». О ней он вместе с Джеймсом Хеннесси (James Hennessy) написал две книги: «Nomadic Furniture» (1973 год) и «Nomadic Furniture 2» (1974 год).

Под этим термином он подразумевал минимум крепежа и инструментов, лёгкие и недорогие, но надёжные материалы, возможность отправки мебели на свалку без ущерба для экологии, доступность этих предметов для малообеспеченных слоёв и без того потом.

Так, мебель в представлении Папанека могла быть сделана чуть ли не из картона.

Самой известной книгой Виктора Папанека есть «Design For The Real World» (фото с сайта jidpo.or.jp).

Думается, и дизайнеры IKEA не могли не обратить внимания на концепции, представленные в книгах о «кочевой мебели», так как шведы — первые, кто приходит в голову в качестве современных «воплотителей» этих идей.

Но, не обращая внимания на то, что планы, как узнается, уходят корнями в 1970-е, большинство предметов отечественной мебели свинчена шурупами, склеена либо сколочена. И компаний, аналогичных Slot Furniture, в лучшем случае — единицы.

Отчего же мы говорим «тенденция, но»? Должно быть, по причине того, что «мебель-оригами» всё чаще мелькает то тут, то в том месте.

Это похоже не только на возвращение, но и на растущую популярность, а, в случае если желаете, то на моду.

Вот, например, английский дизайнер Бен Уилсон (Ben Wilson) забрал да и создал красивый стул, подробности которого выпиливаются из одного страницы фанеры и планируют одним лишь молотком. Без гвоздей и клея.

Вариация на тему стула Бена Уилсона (фото с сайта thechipfactory.co.uk).

И вывод из всего этого возможно сделать таковой. Давным-давно предки гордились церквями и избушками, сработанными без единого гвоздя.

В полной мере быть может, что через какое-то время подобный предлог для гордости может показаться и у нас.

Маленькая столярная хитрость 7 О шкантах !


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: