Интернациональная психогеография: от сидения к ходьбе с помпой

Что происходило в Нью-Йорке 11 сентября? Нет, не в 2001-м, в текущем году? Очередной интернациональный фестиваль современной психогеографии, вот что. Психогеографы – пёстрая публика: живописцы, музыканты, писатели и просто авантюристы.

Они в течение четырёх дней изучают городскую среду и в один момент исследуют поведение жителей, ставя на них различные опыты и тем самым обретая новое познание законов и природы города. Приведём несколько примеров.

Фестиваль, что в этом сентябре проводился уже в пятый раз, именуется Conflux, что возможно перевести как «Пересечение» либо «Слияние». В этом случае слились и пересеклись больше много психогеографов (Psychogeography).

Они открывали выставки, наблюдали кино, слушали музыку, устраивали приятель для приятеля семинары, попутно превращая улицы Нью-Йорка в лабораторию, а публику – в подопытных кроликов. О продемонстрированной в том месте вертикальной кровати мы писали.

Сейчас отечественное бросились в глаза два проекта, каковые, пожалуй, достаточно объёмно воображают дух его участников и мероприятия.

Первым номером пускай будут парни из Флориды, Пола Можика (Paola Mojica) и Дэниел Клэпп (Daniel Clapp). Тема их проекта – сиденье и сидение (Sit Projects). Инсталляция дуэта весьма несложна, что нисколько не умаляет преимущества работы.

Всё именно напротив. Пола и Дэниел пошарили по свалкам и барахолкам, раздобыли энное количество ветхих кресел и стульев, привели те в порядок (подлатали да подкрасили пульверизаторами, дабы вид был вызывающим и необыкновенным) и взялись за дело.

Заручившись разрешением правительства Нью-Йорка, каковые и сами поддерживают фестиваль, Клэпп и Можика демонтировали скамьи на нескольких остановках публичного транспорта вблизи штаб-квартиры Conflux. После этого они установили вместо лавок собственные различные кресла и стулья, цветов и любых размеров.

И стали следить за народом. Чего они рассчитывали добиться?

Интернациональная психогеография: от сидения к ходьбе с помпой

По всей видимости, автобус только что ушёл (фото Paola Mojica, Daniel Clapp).

«Устанавливая отечественные нетипичные сиденья, мы призываем людей остановиться, присесть, задуматься о собственных целях, быть может, пообщаться с сидящими рядом, обсудить с ними, в каком интересном положении они совместно были», – отвечают инициаторы Sit Projects на собственной шумной страничке на MySpace.

Хочется дополнить это скупое объяснение. Те из вас, кто хоть раз переезжал с квартиры на квартиру, точно присаживался на перетаскиваемый предмет мебели прямо на улице. Нёс кресло, устал, плюхнулся в него отдохнуть.

В комфортное домашнее кресло – и во дворе. Увлекательное чувство само по себе.

Самое время определиться, какое сиденье выбрали бы вы (фото Paola Mojica, Daniel Clapp).

А в Sit Projects получается кроме того занятнее. Кроме того что сиденья чужие и неспециализированные, так ещё рядом с тобой незнакомые люди находятся.

Причём ты можешь торчать на низеньком древесном стульчике, а рядом – человек на розовом троне. Либо на высоченном стуле, прибывшем прямиком от барной стойки.

Имеется над чем задуматься, о справедливости и равноправии, к примеру. Либо о том, как в глазах прохожих выглядят все эти сидящие на чём попало люди.

Психогеография в чистом виде.

В движение шли не только кресла и стулья, но и скамеечки (фото Paola Mojica, Daniel Clapp).

Движемся дальше. Её кличут JooYoun Paek. Рискнём транскрибировать это как Чооён Пэк.

Так как появилась она в Сеуле, а трудится в Нью-Йорке. Вряд ли американцы обращаются к ней как к Чооёоун либо Джоюн, не смотря на то, что всё вероятно. Перед тем как продемонстрировать её проект для последнего Conflux, оценим кое-какие работы из портфолио Пэк.

В том месте чудеса, в том месте леший бродит. Забрать, к примеру, творения из серии Spoetry, демонстрирующей слияние/пересечение спорта (Спорт) и поэзии (Poetry).

Настоящий Conflux, художница обожает создавать необычные пары.

Собственное творчество Пэк определяет как «создание интерактивных объектов и инсталляций, отражающих поведение человека, технологии и социальные преобразования» (фото JooYoun Paek).

На фестивале Пэк представила полиэтиленовое платье, из которого точно под пятой точкой надувается подобие кресла (Self-Sustainable Chair). Трудится это так: к подошвам обуви приделаны насосы-помпы, в то время, когда человек идёт, позади него «вырастает горб», в определённый момент талантливый выдержать вес тела.

Тут-то носитель Self-Sustainable Chair и присаживается на «пузырь» отдохнуть.

Кстати, мы повидали большое количество чего надувного: друга, бетон, парламент, автомобиль, самолёт, крыс и без того потом (фото JooYoun Paek).

Под весом пользователя «кресло» сдувается (кстати, достаточно скоро), и платье принимает начальный, ненакачанный вид. Так, человек волей-неволей «переключается» между сидением и ходьбой, поддерживается некоторый баланс между отдыхом и упражнением.

Жаль, неизвестно, что в этом проекте послужило источником воодушевления (фото JooYoun Paek).

Что же касается цели этого проекта, то, по словам Пэк, это «превращение неинтересной ходьбы в интерактивную забаву», лишь и всего. Глядя на неуклюже идущую в насосах Чооён, не сообщишь, что ей очень сильно радостно.

На Conflux Пэк дала мастер-класс: сделать надувное платье собственными руками имел возможность кто угодно. Не у большинства оказалось – усидчивости сидельцам потенциальным не хватило, рвался полиэтилен, надувались щёки.

Ещё бы, не каждому разрешено быть психогеографом. Необходимо выполнить определённый путь.

Присядем на дорожку?

Психогеография, либо как пространство и архитектура около нас воздействует на отечественное самочувствие?


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: